на главную           домашнее задание          справочник          экзамены          конкурсы и олимпиады        типичные  вопросы            они создавали физику

 

 

 

 

 

Меня зовут Влада, я учусь в 4 классе.

На уроках природоведения и окружающего мира мы знакомимся с природой, наблюдаем за происходящими явлениями.

В этом году была очень долгая осень, и нас удивило то, что долгое время на улице  не замерзали лужи. Так же мы заметили, что иногда  вместе с водой в лужах мог находиться сырой снег или лед. А были дни, когда эти лужи полностью промерзали, и воды в них не было, но через некоторое время они опять полностью успевали растаять.

И тогда мы решили исследовать явления плавления и отвердевания веществ.

В ходе исследования мы решали следующие задачи:

1.     Знакомство с процессами плавления и отвердевания различных веществ.

2.     Выяснение условий, при которых вещества плавятся.

3.     Выяснение условий, при которых вещества отвердевают.

 

Вещества в природе могут находиться в разных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Некоторые вещества мы можем пронаблюдать во всех состояниях, например, воду. А для того чтобы пронаблюдать различные состояния других веществ необходимо создать определенные условия: охлаждать их или нагревать.

Если вещество в твердом состоянии нагревать, то его можно превратить в жидкость. Этот процесс называют плавлением.

Если вещество в жидком состоянии охлаждать, то его можно превратить в твердое тело. Этот процесс называют отвердеванием.

Вещества в твердом состоянии делятся на кристаллы и аморфные тела.

У кристаллов  плавление идет  при определенной температуре. Пока кристалл плавится, температура его не меняется.

 Отвердевание кристаллов идет при той же температуре, что и плавление. Температура при их отвердевании не меняется.

При плавлении и отвердевании  аморфных тел температура меняется.

 

1.    Исследование процесса отвердевания воды.

 

Цель: Исследовать процесс отвердевания воды. Выяснить условия отвердевания воды.

Оборудование: стакан с водой, термометр, секундомер.

Ход исследования.

Наблюдение отвердевания воды проводим во дворе школы.

Термометр опускаем в сосуд  с водой и наблюдаем за изменениями температуры воды. По секундомеру следим за временем остывания.

Результаты наблюдений заносим в таблицу:

 

Температура воды, 0С

17

10

5

1,7

0

0

0

0

0

0

Время, с

5

900

1156

1800

2050

2100

2200

2250

2300

2350

Температура воды, 0С

0

- 2

- 4

 

 

 

 

 

 

 

Время, с

2400

2550

3000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строим график зависимости температуры от времени.

 

 

 

Вывод по исследованию:

Лед – кристаллическое вещество.

Отвердевание воды идет при неизменной температуре 00С. Температура в процессе отвердевания не меняется.

 

 

2.    Исследование процессов плавления снега (льда).

 

 

Цель: Исследовать процесс плавления снега (льда). Выяснить условия плавления снега.

Оборудование: стакан со снегом, термометр, секундомер.

Ход исследования.

Наблюдение плавления снега проводим  в кабинете  физики школы.

Термометр опускаем в сосуд  со снегом и наблюдаем за изменениями температуры. По секундомеру следим за временем плавления.

Результаты наблюдений заносим в таблицу:

 

Температура, 0С

-2

-1

-1

-1

0

0

0

0

0

0

+3

+4

+5

+8

Время, с

0

62

272

332

421

508

633

737

828

884

956

970

980

1021

 

Температура, 0С

+9

+10

+11

+12

+13

+14

+15

+16

+17

+18

Время, с

1050

1066

1080

1106

1130

1154

1186

1236

1261

1288

 

 

 

Вывод по исследованию:

Лед – кристаллическое вещество.

Плавление снега идет при неизменной температуре 00С. Температура в процессе  плавления не меняется.

 

 

 

 

3.    Исследование процесса плавления парафина.

 

Цель: Исследовать процесс плавления парафина. Выяснить условия плавления парафина.

Оборудование: пробирка с парафином, термометр, секундомер, сосуд с горячей водой.

Ход исследования.

Наблюдение плавления парафина проводим  в кабинете  физики школы.

Термометр находится  в пробирке с парафином. Помещаем пробирку в горячую воду и наблюдаем за изменениями температуры. По секундомеру следим за временем плавления.

Результаты наблюдений заносим в таблицу:

 

Температура, 0С

28

39

38

40

45

51

53

55

58

65

70

72

Время,

с

0

7

21

45

66

86

133

158

195

218

240

258

 

 

 

 

 

 

Вывод по исследованию:

Парафин – аморфное тело. При плавлении парафина температура плавно увеличивается.

 

4.    Исследование процесса отвердевания парафина.

 

Цель: Исследовать процесс отвердевания парафина. Выяснить условия отвердевания парафина.

Оборудование: пробирка с парафином, термометр, секундомер, сосуд с горячей водой.

Ход исследования.

Наблюдение отвердевания парафина проводим  в кабинете  физики школы.

Термометр находится  в пробирке с парафином. Пробирка в горячую воду и наблюдаем за изменениями температуры. По секундомеру следим за временем плавления.

Результаты наблюдений заносим в таблицу:

 

Температура, 0С

70

64

62

55

52

49

46

44

42

40

39

37

35

34

Время,

с

0

33

40

88

156

278

401

510

599

665

729

804

890

997

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по исследованию:

Парафин – аморфное тело. При отвердевании парафина температура плавно уменьшается.

 

 

В ходе исследования мы установили, что процессы плавления и отвердевания кристаллов и аморфных тел протекают по-разному.

Кристаллы имеют определенную температуру плавления и отвердевания. Мы установили, что для воды температура плавления и отвердевания равна 00С. Пока идет процесс плавления или отвердевания температура воды не менялась. Но для того, чтобы вода отвердевала необходимо, чтобы температура воздуха была меньше 00С. Для того чтобы лед плавился необходимо, чтобы температура воздуха была больше 00С.

Аморфные тела не имеют определенной температуры плавления  и отвердевания. При нагревании  аморфных веществ они постепенно плавятся, при этом их температура растет. При охлаждении они отвердевают, при этом их температура уменьшается.