Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

на главную

 

методика преподавания

 

уроки

 

 

уроки (8 класс)

Аморфные тела

Исследование свойств аморфных тел.

 

Старый серый ослик Иа-Иа стоял  один одинешенек  в заросшем чертополохом уголке…  и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?»

                                                                                                                А.А.Милн

 

Цели урока:

Контроль знаний по теме «Плавление и отвердевание  кристаллических тел».

Знакомство учащихся с новой  темой – «Аморфные тела».

Формирование умений строить причинно - следственные связи.

Развитие научной речи учащихся.

Материально - техническое оснащение урока:

1.     Комплект приборов для проведения практической работы по теме «Отвердевание аморфных тел»: пробирка с аморфным веществом, термометр, секундомер, штатив для крепления

2.     Презентация, подготовленная учащимися по результатам домашнего эксперимента  по теме «Наблюдение за процессом отвердевания воды».

3.     Компьютер, экран, мультимедийный проектор

 

План урока:

1.     Оргмомент.

2.     Физическая разминка.

3.     Проверка итогов эксперимента по  наблюдению за процессом отвердевания воды.

4.     Изучение нового материала. Практическая работа  «Наблюдение за процессом отвердевания аморфного тела»

5.     Подведение итогов. Домашнее задание.

 

1.     Оргмомент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение твёрдых тел.

А работать мы будем по следующему плану:

В начале урока физическая разминка (от слова «физика»).

Затем одноклассники ознакомят нас с итогами эксперимента по отвердеванию льда, который они провели самостоятельно.

Далее новая тема и новый эксперимент «Наблюдение за процессом отвердевания аморфных тел».

В конце урока подведение итогов по новой теме.

Вопросы по ходу урока есть?

 

2.     Физическая разминка:

Учитель: Открыли тетради. Записали число. Записали в тетради «Физическая разминка» (с 7 класса для оформления  в тетради вводится краткая запись: «ФР» - физическая разминка)

На экране демонстрируется задание физической разминки:

Пользуясь графиком зависимости температуры некоторого вещества от времени и таблицей температур плавления, описать каждый участок графика.

Выполняем задание в тетради в течение 3 минут.

Учащиеся выполняют задание. Учитель контролирует выполнение работы.

Учитель: Проверим выполнение задания. Кто готов рассказать об итогах своей работы?

Ученик: На графике изображен процесс охлаждения и отвердевания калия.

АВ – участок графика, соответствующий охлаждению калия в жидком состоянии от 1000С до 630С, в течение 15 минут;

ВС – участок графика, соответствующий плавлению калия в течении 20 миную;

CD - участок графика, соответствующий охлаждения калия в твердом состоянии от 630С до 200С.

Учитель: Почему второй участок графика является горизонтальным? Что об этом говорит теория?

Ученик: Участок ВС соответствует процессу плавления вещества, а в процессе плавления температура вещества не меняется.

 

3.     Проверка итогов эксперимента по  наблюдению за процессом отвердевания воды.

Учитель: Мы вспомнили, что для кристаллических тел существует строго заданная температура плавления и отвердевания, а как теорию подтверждает эксперимент, проведенный в естественных условиях нашими ребятами.

Учащиеся, самостоятельно выполнившие эксперимент, демонстрируют презентацию результатов.

       

      

Учитель: Обобщим особенности кристаллических тел.

Какое строение имеют кристаллические тела?

Ученик: Молекулы в твердых телах располагаются в строгом порядке – в узлах кристаллической решетки.

Учитель: Какую особенность имеют кристаллические тела в процессах плавления и отвердевания?

Ученик: В процессах плавления  и отвердевания температура кристаллических тел не меняется.

Учитель демонстрирует таблицу:

Особенности кристаллических тел

Молекулы располагаются в строгом порядке, колеблются возле положения равновесия.

В процессах плавления  и отвердевания кристаллических тел температура их не меняется

 

 

4.     Изучение нового материала.

Учитель: В качестве эпиграфа к изучению новой темы я подобрала следующие слова:

 

Эпиграф:

«Старый серый ослик Иа-Иа стоял  один одинёшенек  в заросшем чертополохом уголке…  и думал о Серьёзных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?»

 

И сегодня мы с вами попытаемся ответить на эти три вопроса:

Почему аморфные тела выделены в отдельную группу твердых тел?

По какой причине аморфные тела называют вязкими жидкостями?

Какой  же вывод следует сделать о различиях в строении кристаллических и аморфных тел?

Запишем в тетради тему урока:

Аморфные тела. Исследование свойств аморфных тел.

Для знакомства с новой темой  у каждого из вас имеется  план исследования и комплект оборудования для проведения эксперимента по отвердеванию аморфного тела: штатив с муфтой, термометр, секундомер. На демонстрационном столе имеется сосуд с теплой  водой, в котором находятся пробирки  с расплавленным аморфным телом (пробирки уже закреплены на лапки).

План исследования.

1.Прочитать параграф на странице 183 учебника.

2.Пронаблюдать за процессом отвердевания аморфного тела.

Закрепить лапку с пробиркой в муфте штатива.  Пронаблюдать с помощью термометра за изменением температуры аморфного тела. С помощью секундомера проследить за временем отвердевания.

Начертить таблицу и записать в неё данные изменения температуры аморфного вещества от времени.

Время, мин.

0

 

 

 

 

Температура,0С

 

 

 

 

 

3. Построить график зависимости температуры от времени для процесса отвердевания аморфного тела.

4. Ответить в тетради на вопросы:

·        Имеют ли аморфные тела кристаллическую решетку. Каковы особенности в расположении молекул аморфных тел?

·        Как изменяется температура  аморфного тела при плавлении и отвердевании?

·         Подтверждает ли практика теорию.

 

Перед выполнением работы учитель напоминает правила техники безопасности. По ходу урока учитель фотографирует полученные ребятами графики.

 

5.     Подведение итогов.

Учитель: Подведем итог вашей работы. Посмотрим,  какие графики зависимости температуры от времени вы получили (учитель проецирует на экране сфотографированные работы учащихся). В чём отличие графиков полученных сегодня от графиков плавления кристаллических тел? Какой вывод можно сделать?

Ученик: На графиках кристаллических тел есть горизонтальный участок, на графиках аморфных тел такого участка нет, следовательно,  у аморфных тел нет определенной температуры плавления.

Учитель: Возвращаемся к вопросам нашего эпиграфа:

Почему аморфные тела выделены в отдельную группу?

Ученик: Аморфные тела по своим свойствам отличаются от кристаллических тел.

Учитель: По какой причине аморфные тела называют вязкими жидкостями?

Ученик: Молекулы в аморфных телах, как и в жидкостях, движутся беспорядочно и непрерывно.

Учитель: Какой вывод можно сделать о различиях кристаллических и аморфных тел?

Ученик: Кристаллические тела имеют кристаллическую решетку, а аморфные тела не имеют кристаллической решетки. Кристаллические тела имеют строго заданную температуру плавления, аморфные тела не имеют определенной температуры плавления.

Особенности аморфных тел

Почему аморфные тела выделены в отдельную группу?

 

Аморфные тела по своим свойствам отличаются от кристаллических тел и жидкостей.

По какой причине аморфные тела называют вязкими жидкостями?

 

Молекулы в аморфных телах, как и в жидкостях, движутся беспорядочно и непрерывно

Какой вывод можно сделать о различиях кристаллических и аморфных тел

Кристаллические тела имеют кристаллическую решетку, а аморфные тела не имеют кристаллической решетки.

Кристаллические тела имеют строго заданную температуру плавления, аморфные тела на имеют строго заданной температуры плавления.

 

 

Домашнее задание.

п.3, стр.183 повторить.