Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

 

на главную

 

методика преподавания

 

уроки

 

 

уроки (7класс)

 Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Эпиграф:               Торопись, ведь дни проходят, ты у времени в гостях.

                               Не рассчитывай на помощь, помни: все в твоих руках.

                                                                                              Юстас Палецкис

 

Цели урока:

Контроль знаний системы СИ и закрепление навыков работы с числами, заданными  в стандартном  виде.

Актуализация знаний по теме « Диффузия».

Формирование навыков проведения физического эксперимента и формирование умений строить причинно-следственные связи.

Развитие научной речи.

 

План урока:

1.      оргмомент

2.      Физическая разминка - 5мин

3.      Проверка домашнего задания – 7 мин.

4.      Физическая минутка

5.      Изучение темы – 20мин.

6.      Закрепление, подведение итогов-8 мин.

7.      Домашнее задание

 

1.Оргмомент: Объявление эпиграфа, целей и плана урока целей. Проверка готовности к уроку

2. Физическая разминка (ФР):

ФР выполняется письменно в рабочей тетради.

Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде:

 

357мм =…         43т =…          0,542нс =…       0,00032мкм =…

 

 

Определить цену деления

и показания прибора:

 

 

                мл

   

3.Контроль домашнего задания:

1.Рассказать о диффузии. 

2. Рассказать  о результатах домашнего эксперимента?

Класс, выслушивает ответы, контролирует содержание ответа и речь отвечающего по плану:

- Что положительного было в ответе?

- Что не удалось в ответе?

- Что можно добавить к ответу?

- Какую оценку следует поставить?

Объявляются итоги проверки домашнего задания.

4. Физическая минутка.

 

5.Тема: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Учитель: По теме урока вы уже догадались, что сегодня нам предстоит убедиться в том, что между молекулами веществ существует взаимодействие: притяжение и отталкивание. У вас на столах лежат приборы и карточки с описанием экспериментов,  которые сегодня вам предстоит выполнить.

Прочитали задание №1.

                                              ЗАДАНИЕ №1

  1. Нанести с помощью салфетки масло на поверхность стекла. На  промасленную  поверхность выдавить шприцом 2-3 капли воды, пластмассовым стержнем попытаться сблизить капли, проследить за их слиянием. Подготовить вывод.
  2. Попытаться сжать металлический цилиндр. Подготовить вывод.
  3. Набрать в шприц (без иглы) воду, закрыть отверстие и попытаться сжать воду в шприце с помощью поршня. Подготовить вывод.

 

Учитель: Есть ли вопросы по ходу выполнения экспериментов?

                             Учащиеся выполняют эксперименты:

Учитель: Итак, какие выводы по экспериментам вы получили?

Учащиеся: В первом опыте у нас капли слились, потому что между молекулами воды есть притяжение.

 Второй и третий  опыты показали, что твердое тело и жидкость  нельзя сжать, потому что молекулы начинают при сжатии веществ отталкиваться.

Учитель: А как вы думаете можно ли заставить соединиться свинцовые цилиндры, как так же как можно соединить два пластилиновых цилиндра? (учитель показывает, как соединяются два пластилиновых цилиндра)

Учащиеся: Соединить свинцовые цилиндры нельзя, т.к. цилиндры - твердые тела и у них неровные поверхности. Поэтому приблизить молекулы на расстояние, когда начнет действовать притяжение молекул, нельзя.

Учитель: А теперь посмотрим опыт. Свинец мягкий металл, мы зачистим поверхности цилиндров, выровняем их и соединим. Цилиндры соединились. Теперь посмотрим, насколько сильно притягиваются молекулы цилиндров. Подвесим к нижнему цилиндру груз. Какие выводы сделаем по опыту?

Ученик: Для того, чтобы между молекулами двух цилиндров  возникли силы притяжения, необходимо  приблизить молекулы цилиндров очень близко друг к другу.

 

Запишем выводы в тетрадь:

·        Между молекулами есть взаимное притяжение, которое заметно только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов).

                 

Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров

·        Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов).

                     

Пример: несжимаемость твердых тел и жидкостей.

 

Учитель: А теперь мы должны познакомиться еще с одним явлением физики.  Для этого у вас есть задание №2 в карточке:

                                                              ЗАДАНИЕ №2

  1. Возьмите две стеклянные пластинки попробуйте их соединить и разъединить. Затем из шприца выдавите кали2-3 воды на поверхность одного стекла, соедините стекла и попробуйте их разъединить. Сравните результаты.
  2. Опустите кусочек пластилина в воду  и достаньте из воды. Проследите за поведением воды на поверхности пластилина. Сделаете вывод

Учитель: какие выводы по экспериментам вы сделали?

Ученик: В первом эксперименте легче было разделить два стекла, когда они между ними не было воды. Во втором опыте вода с кусочков пластилина стекла.

Учитель: В первом случае вода смачивала стекло, во втором вы увидели, что вода не смачивает пластилин. Объясните с точки зрения молекулярного строения результаты опытов.

Ученик: Молекулы воды сравнительно сильно притягивались к стеклу и не давали оторвать стекла друг от друга, а во втором случае молекулы воды слабо притягивались к молекулам пластилина, сильнее притягивались друг к другу, а поэтому собирались в капли.

Запишем выводы в тетрадь:

Смачивание: жидкость смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела.

Несмачивание: Жидкость не смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем  к молекулам твердого тела.

 

6. Закрепление:

1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему?

Ответ: Между молекулами мела существует притяжение, для его преодоления следует приложить усилие.

2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола?

Ответ: Невозможно соединить две половинки чашки, т.к. нельзя приблизить молекулы половинок на расстояние, при котором возникают силы притяжения между молекулами.

3. Почему между молекулами есть промежутки?

Ответ: Молекулы, приближаясь на расстояние, соизмеримое с размерами самих молекул, начинают отталкиваться.

4. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу?

Ответ: Поверхность полированных стекол относительно ровная, и между молекулами двух соседних стекол могут возникнуть силы притяжения.

 

7.Домашнее задание: п.10,   Упражнение 2 (выводы записать в тетрадь)