Калашникова Наталия Ивановна
сайт учителя физики
уроки (7класс)
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Эпиграф: Торопись, ведь дни проходят, ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь, помни: все в твоих руках.
Юстас Палецкис
Цели урока:
Контроль знаний системы СИ и закрепление навыков работы с числами, заданными в стандартном виде.
Актуализация знаний по теме « Диффузия».
Формирование навыков проведения физического эксперимента и формирование умений строить причинно-следственные связи.
Развитие научной речи.
План урока:
1. оргмомент
2. Физическая разминка - 5мин
3. Проверка домашнего задания – 7 мин.
4. Физическая минутка
5. Изучение темы – 20мин.
6. Закрепление, подведение итогов-8 мин.
7. Домашнее задание
1.Оргмомент: Объявление эпиграфа, целей и плана урока целей. Проверка готовности к уроку
2. Физическая разминка (ФР):
ФР выполняется письменно в рабочей тетради.
Перевести в систему СИ и записать в стандартном виде:
357мм =… 43т =… 0,542нс =… 0,00032мкм =…
Определить цену деления
и показания прибора:
мл
3.Контроль домашнего задания:
1.Рассказать о диффузии.
2. Рассказать о результатах домашнего эксперимента?
Класс, выслушивает ответы, контролирует содержание ответа и речь отвечающего по плану:
- Что положительного было в ответе?
- Что не удалось в ответе?
- Что можно добавить к ответу?
- Какую оценку следует поставить?
Объявляются итоги проверки домашнего задания.
4. Физическая минутка.
5.Тема: Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Учитель: По теме урока вы уже догадались, что сегодня нам предстоит убедиться в том, что между молекулами веществ существует взаимодействие: притяжение и отталкивание. У вас на столах лежат приборы и карточки с описанием экспериментов, которые сегодня вам предстоит выполнить.
Прочитали задание №1.
ЗАДАНИЕ №1
- Нанести с помощью салфетки масло на поверхность стекла. На промасленную поверхность выдавить шприцом 2-3 капли воды, пластмассовым стержнем попытаться сблизить капли, проследить за их слиянием. Подготовить вывод.
- Попытаться сжать металлический цилиндр. Подготовить вывод.
- Набрать в шприц (без иглы) воду, закрыть отверстие и попытаться сжать воду в шприце с помощью поршня. Подготовить вывод.
Учитель: Есть ли вопросы по ходу выполнения экспериментов?
Учащиеся выполняют эксперименты:
Учитель: Итак, какие выводы по экспериментам вы получили?
Учащиеся: В первом опыте у нас капли слились, потому что между молекулами воды есть притяжение.
Второй и третий опыты показали, что твердое тело и жидкость нельзя сжать, потому что молекулы начинают при сжатии веществ отталкиваться.
Учитель: А как вы думаете можно ли заставить соединиться свинцовые цилиндры, как так же как можно соединить два пластилиновых цилиндра? (учитель показывает, как соединяются два пластилиновых цилиндра)
Учащиеся: Соединить свинцовые цилиндры нельзя, т.к. цилиндры - твердые тела и у них неровные поверхности. Поэтому приблизить молекулы на расстояние, когда начнет действовать притяжение молекул, нельзя.
Учитель: А теперь посмотрим опыт. Свинец мягкий металл, мы зачистим поверхности цилиндров, выровняем их и соединим. Цилиндры соединились. Теперь посмотрим, насколько сильно притягиваются молекулы цилиндров. Подвесим к нижнему цилиндру груз. Какие выводы сделаем по опыту?
Ученик: Для того, чтобы между молекулами двух цилиндров возникли силы притяжения, необходимо приблизить молекулы цилиндров очень близко друг к другу.
Запишем выводы в тетрадь:
· Между молекулами есть взаимное притяжение, которое заметно только на расстояниях соизмеримых с размерами самих молекул (атомов).
Пример: Слияние капель, притяжение свинцовых цилиндров
· Между молекулами существует взаимное отталкивание. Отталкивание заметнее на расстояниях меньших размеров молекул (атомов).
Пример: несжимаемость твердых тел и жидкостей.
Учитель: А теперь мы должны познакомиться еще с одним явлением физики. Для этого у вас есть задание №2 в карточке:
ЗАДАНИЕ №2
- Возьмите две стеклянные пластинки попробуйте их соединить и разъединить. Затем из шприца выдавите кали2-3 воды на поверхность одного стекла, соедините стекла и попробуйте их разъединить. Сравните результаты.
- Опустите кусочек пластилина в воду и достаньте из воды. Проследите за поведением воды на поверхности пластилина. Сделаете вывод
Учитель: какие выводы по экспериментам вы сделали?
Ученик: В первом эксперименте легче было разделить два стекла, когда они между ними не было воды. Во втором опыте вода с кусочков пластилина стекла.
Учитель: В первом случае вода смачивала стекло, во втором вы увидели, что вода не смачивает пластилин. Объясните с точки зрения молекулярного строения результаты опытов.
Ученик: Молекулы воды сравнительно сильно притягивались к стеклу и не давали оторвать стекла друг от друга, а во втором случае молекулы воды слабо притягивались к молекулам пластилина, сильнее притягивались друг к другу, а поэтому собирались в капли.
Запишем выводы в тетрадь:
Смачивание: жидкость смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам твердого тела.
Несмачивание: Жидкость не смачивает тело, если молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам твердого тела.
6. Закрепление:
1.Чтобы разломать кусочек мела, нужно приложить усилие. Почему?
Ответ: Между молекулами мела существует притяжение, для его преодоления следует приложить усилие.
2.Чашка раскололась на две части. Почему невозможно без помощи клея соединить половинки в целую чашку, даже если аккуратно сложить по линии раскола?
Ответ: Невозможно соединить две половинки чашки, т.к. нельзя приблизить молекулы половинок на расстояние, при котором возникают силы притяжения между молекулами.
3. Почему между молекулами есть промежутки?
Ответ: Молекулы, приближаясь на расстояние, соизмеримое с размерами самих молекул, начинают отталкиваться.
4. Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумагу?
Ответ: Поверхность полированных стекол относительно ровная, и между молекулами двух соседних стекол могут возникнуть силы притяжения.
7.Домашнее задание: п.10, Упражнение 2 (выводы записать в тетрадь)