Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

на главную

 

методика преподавания

 

уроки

уроки (7класс)

 

                       Эпиграф:  Старый серый ослик Иа-Иа стоял  один одинешенек  в заросшем чертополохом         уголке…  и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему», а иногда: « По какой причине?», а иногда он думал даже так: « Какой же отсюда следует вывод?»

                                                                                                                                   А.А. Милн    

 Инерция.

 

Цели урока:

Контроль навыков работы с графиками движения.

Формирование умений строить причинно - следственные связи.

Развитие научной речи учащихся.

 

План урока:

1.      оргмомент

2.      Физическая разминка

3.      Проверка домашнего задания.

4.      Анализ самостоятельной работы

5.      Физическая минутка

6.      Изучение темы

7.      закрепление, подведение итогов

8.      домашнее задание

 

 

1. Оргмомент: объявление эпиграфа, целей и плана урока, проверка готовности к уроку.

 

2. Физическая разминка.(ФР)

Устное решение задач.

3.Проверка домашнего задания.

             Тест «5* «5».

1.Что называют траекторией?

2. Единицы измерения времени в системе СИ?

3. Определение средней скорости тела.

4.Формула для определения пути, пройденного телом.

5.Формула для определения времени движения тела.

 

4. Анализ итогов самостоятельной работы.

 

5. Физическая минутка.

 

6. Тема:  Инерция.

Сегодня мы, изучая тему,  не только узнаем что такое инерция, но и проследим путь его открытия.

Вы много раз наблюдали как скатываются и съезжают с горок тела, но не каждый из вас задумывался как долго тела будут двигаться после скатывания. Именно такой  несложный опыт с горкой поможет нам сегодня в изучении темы.

Учитель: Как вы думаете, что произойдет с тележкой, если, съезжая, на горизонтальной поверхности она встретит горку песка?

Ученик: Съезжая, тележка остановится. Горка не даст ей двигаться дальше.

Учитель: Проверим (учитель отпускает тележку, она останавливается). Действительно, тележка остановилась. Разровняем песок. Что произойдет с тележкой при новом скатывании?

Ученик: Тележка проедет дальше, но тоже остановится. Песок будет препятствовать ее движению.

Учитель :  (учитель отпускает тележку, она, проехав большее расстояние, останавливается) Мы убедились – тележка проехала дальше. Убираем песок, что произойдет с тележкой при повторном скатывании?

Ученик: Тележка проедет еще дальше, но тоже остановиться, потому что поверхность стола неровная,  а так же имеет место сопротивление воздуха.

Учитель: (опыт повторяется) Действительно, тележка проехала еще дальше. Ответьте на вопрос, что будет с тележкой, если мы сможем исключить влияние трения о стол и влияние воздуха.

Ученик: Тележка должна двигаться долго.

Учитель: Сделайте вывод: что будет с телом, если на него перестанут действовать другие тела? Что будет с его скоростью?

Ученик: Если на тело перестанут действовать другие тела, то оно будет двигаться очень долго. Скорость у тела изменяться не будет.

Учитель: Именно такой вывод сделал  Г.Галилей. Прочтите пожалуйста , как рассуждал Г.Галилей о своем новом открытии: « При движении по наклонной плоскости вниз наблюдается ускорение, а при движении вверх - замедление. Отсюда следует, что движение по горизонтали является неизменным, ибо…  оно  ничем не ослабляется, не замедляется  и не ускоряется. Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы  бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца».

 

Мысленный эксперимент Галилея:

Но это открытие ждало своего часа целых 2000 лет, а до него в науке господствовали идеи Аристотеля. Давайте Посмотрим, как отвечали на один и тот же вопрос Аристотель и Галилей:

Что необходимо для того, чтобы  скорость тела была неизменной?

 Аристотель : его нужно толкать.

Галилей : его не следует тормозить

 

 Аристотель: Чтобы тело равномерно двигалось, на него должно действовать другое тело

                                          

 

Галилей: Тело, свободное от воздействий, не меняет свою скорость. Если на тело действует другое тело, то первое меняет свою скорость (второе тело тоже)

Выводы:

Скорость тела сама по себе измениться не может. Изменение скорости тела происходит в результате действия на него других тел.

Закон инерции: Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется прямолинейно и равномерно. Если на тело не действуют другие тела , то оно имеет постоянную скорость.

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией

( Инерция – от лат. «Инерциа» - неподвижность, бездеятельность)

Движение по инерции - движение тела при отсутствии действия на него  других тел.

Тел свободных от воздействий на самом деле нет в природе. Это идеализация. Поэтому и трудно было открыть закон инерции.

 

7. Закрепление.

1. На рис. Изображен гладкий и легкий пластмассовый шарик, который лежит на столе в стоящем поезде. Через секунду после того как поезд тронулся с места шарик занял новое положение. Сравнить рисунки и сделать вывод: изменилось ли относительно Земли положение шарика, изменилась ли скорость шарика относительно Земли.

 

Ответ: Т.к. шарик не поменял своего положения относительно дерева, а дерево неподвижно относительно Земли, то шарик остался неподвижным относительно Земли. Относительно Земли скорость шарика не изменилась.

2.Почему споткнувшийся человек может упасть?

3.Поезд подходит к станции и замедляет свое движение. В каком направлении в это время легче тянуть тяжелый ящик по полу вагона: по ходу поезда или в обратную сторону?

Ответ: По ходу поезда. При торможении скорость поезда уменьшается, а ящик вследствие инерции пытается сохранять свою скорость, поэтому «ему следует помочь».

4.Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?

Ответ: При встряхивании термометра, вследствие инерции, ртуть возвращается в основной резервуар.

5 Каким образом можно удалить столбик жидкости из капиллярной трубки

Ответ: Удалить столбик жидкости можно встряхиванием. При остановке трубки жидкость, вследствие инерции, продолжает движение, тем самым вытекает из трубки (учитель демонстрирует опыт со столбиком подкрашенной жидкости в трубке)?

 

8.Домашнее задание: п.17

Объяснить опыт:

Если положить на стакан  почтовую открытку, а на нее монету, затем  ударить по открытке щелчком, то монета упадет в стакан. Почему?