Калашникова Наталия Ивановна
сайт учителя физики
уроки (7класс)
Эпиграф: Старый серый ослик Иа-Иа стоял один одинешенек в заросшем чертополохом уголке… и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему», а иногда: « По какой причине?», а иногда он думал даже так: « Какой же отсюда следует вывод?»
А.А. Милн
Инерция.
Цели урока:
Контроль навыков работы с графиками движения.
Формирование умений строить причинно - следственные связи.
Развитие научной речи учащихся.
План урока:
1. оргмомент
2. Физическая разминка
3. Проверка домашнего задания.
4. Анализ самостоятельной работы
5. Физическая минутка
6. Изучение темы
7. закрепление, подведение итогов
8. домашнее задание
1. Оргмомент: объявление эпиграфа, целей и плана урока, проверка готовности к уроку.
2. Физическая разминка.(ФР)
Устное решение задач.
3.Проверка домашнего задания.
Тест «5* «5».
1.Что называют траекторией?
2. Единицы измерения времени в системе СИ?
3. Определение средней скорости тела.
4.Формула для определения пути, пройденного телом.
5.Формула для определения времени движения тела.
4. Анализ итогов самостоятельной работы.
5. Физическая минутка.
6. Тема: Инерция.
Сегодня мы, изучая тему, не только узнаем что такое инерция, но и проследим путь его открытия.
Вы много раз наблюдали как скатываются и съезжают с горок тела, но не каждый из вас задумывался как долго тела будут двигаться после скатывания. Именно такой несложный опыт с горкой поможет нам сегодня в изучении темы.
Учитель: Как вы думаете, что произойдет с тележкой, если, съезжая, на горизонтальной поверхности она встретит горку песка?
Ученик: Съезжая, тележка остановится. Горка не даст ей двигаться дальше.
Учитель: Проверим (учитель отпускает тележку, она останавливается). Действительно, тележка остановилась. Разровняем песок. Что произойдет с тележкой при новом скатывании?
Ученик: Тележка проедет дальше, но тоже остановится. Песок будет препятствовать ее движению.
Учитель : (учитель отпускает тележку, она, проехав большее расстояние, останавливается) Мы убедились – тележка проехала дальше. Убираем песок, что произойдет с тележкой при повторном скатывании?
Ученик: Тележка проедет еще дальше, но тоже остановиться, потому что поверхность стола неровная, а так же имеет место сопротивление воздуха.
Учитель: (опыт повторяется) Действительно, тележка проехала еще дальше. Ответьте на вопрос, что будет с тележкой, если мы сможем исключить влияние трения о стол и влияние воздуха.
Ученик: Тележка должна двигаться долго.
Учитель: Сделайте вывод: что будет с телом, если на него перестанут действовать другие тела? Что будет с его скоростью?
Ученик: Если на тело перестанут действовать другие тела, то оно будет двигаться очень долго. Скорость у тела изменяться не будет.
Учитель: Именно такой вывод сделал Г.Галилей. Прочтите пожалуйста , как рассуждал Г.Галилей о своем новом открытии: « При движении по наклонной плоскости вниз наблюдается ускорение, а при движении вверх - замедление. Отсюда следует, что движение по горизонтали является неизменным, ибо… оно ничем не ослабляется, не замедляется и не ускоряется. Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца».
Мысленный эксперимент Галилея:
Но это открытие ждало своего часа целых 2000 лет, а до него в науке господствовали идеи Аристотеля. Давайте Посмотрим, как отвечали на один и тот же вопрос Аристотель и Галилей:
Что необходимо для того, чтобы скорость тела была неизменной?
Аристотель : его нужно толкать.
Галилей : его не следует тормозить
Аристотель: Чтобы тело равномерно двигалось, на него должно действовать другое тело
Галилей: Тело, свободное от воздействий, не меняет свою скорость. Если на тело действует другое тело, то первое меняет свою скорость (второе тело тоже)
Выводы:
Скорость тела сама по себе измениться не может. Изменение скорости тела происходит в результате действия на него других тел.
Закон инерции: Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется прямолинейно и равномерно. Если на тело не действуют другие тела , то оно имеет постоянную скорость.
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией
( Инерция – от лат. «Инерциа» - неподвижность, бездеятельность)
Движение по инерции - движение тела при отсутствии действия на него других тел.
Тел свободных от воздействий на самом деле нет в природе. Это идеализация. Поэтому и трудно было открыть закон инерции.
7. Закрепление.
1. На рис. Изображен гладкий и легкий пластмассовый шарик, который лежит на столе в стоящем поезде. Через секунду после того как поезд тронулся с места шарик занял новое положение. Сравнить рисунки и сделать вывод: изменилось ли относительно Земли положение шарика, изменилась ли скорость шарика относительно Земли.
Ответ: Т.к. шарик не поменял своего положения относительно дерева, а дерево неподвижно относительно Земли, то шарик остался неподвижным относительно Земли. Относительно Земли скорость шарика не изменилась.
2.Почему споткнувшийся человек может упасть?
3.Поезд подходит к станции и замедляет свое движение. В каком направлении в это время легче тянуть тяжелый ящик по полу вагона: по ходу поезда или в обратную сторону?
Ответ: По ходу поезда. При торможении скорость поезда уменьшается, а ящик вследствие инерции пытается сохранять свою скорость, поэтому «ему следует помочь».
4.Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
Ответ: При встряхивании термометра, вследствие инерции, ртуть возвращается в основной резервуар.
5 Каким образом можно удалить столбик жидкости из капиллярной трубки
Ответ: Удалить столбик жидкости можно встряхиванием. При остановке трубки жидкость, вследствие инерции, продолжает движение, тем самым вытекает из трубки (учитель демонстрирует опыт со столбиком подкрашенной жидкости в трубке)?
8.Домашнее задание: п.17
Объяснить опыт:
Если положить на стакан почтовую открытку, а на нее монету, затем ударить по открытке щелчком, то монета упадет в стакан. Почему?