Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

уроки (9,11 класс)

на главную

 

методика преподавания

 

уроки

 

 

 Линейное увеличение сферического зеркала

В зависимости от  программы урок может быть проведен как в 9, так и в 11 классах.

Эпиграф:

- О, друг, взгляни в  глаза  мои, что видишь ты?…

-  СЕБЯ, - ответил друг.

План:

  1. Математическая разминка (м/р).

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  4. Разминка.

  5. Решение задач.

  6. Домашнее задание.

    7.   подведение итогов.

 

    Ход урока:

1. Математическая разминка

Палка высотой 1,2м, освещаемая солнцем, отбрасывает тень длиной 1,6м.  Определить длину тени дерева, если известно, что высота его 15м.

 

  2.  Проверка Д/З

 Построить зеркала по предмету и изображению:

3. Новая тема: Линейное увеличение сферических зеркал/

Учитель: Цель нового этапа урока: познакомиться  с линейным увеличением сферического зеркала, рассмотреть применение сферических зеркал и примеры проявления явления отражения от сферических поверхностей. Для этого мы воспользуемся только что подготовленными рисунками и дополним их построениями.

 

            А1Р = а – расстояние от полюса зеркала до изображения.

АР = b - расстояние от полюса зеркала до предмета.

А1В1 = Н – линейный размер изображения.

АВ  = h – линейный размер предмета.

 

  Из подобия треугольников АОВ и А1ОВ1  видим,  что   b/а = Н /h. Это отношение показывает, во сколько раз отличаются размеры изображения и предмета.      С точки зрения геометрии это есть коэффициент подобия, но этот коэффициент подобия имеет  и физический смысл и называется линейным увеличением.

У = Н/h = b/а

Определение:

Линейным увеличением называют отношение линейного размера изображения к линейному размеру предмета.

 

У>1   - изображение увеличенное;

У<1   - изображение уменьшенное;

У=1   - изображение, равное по размеру предмету ( имеет место только для вогнутого зеркала, когда предмет находится в оптическом центре).

 

4. Разминка

 Посмотрели на макушки деревьев.

Прочитали определение линейного увеличения.

Снова посмотрели на макушки деревьев.

Посмотрели и запомнили формулу линейного увеличения.

Прогнулись в пояснице.

Соединили лопатки, потянулись.

Встали все, задвинули стулья.

 

5.Решение задач.

Класс делится на 4 группы, работа продолжается стоя.

Каждая группа получает задание  на листке и расчетную задачу на увеличение.

Ответы готовятся в течении 5 минут.

 

1 группа:

На роговой оболочке глаза вашего собеседника вы можете увидеть свое прямое уменьшенное изображение. Какова причина его возникновения?

( роговая оболочка , как и любая поверхность отражает часть света, Но ее поверхность искривлена и изображение предмета в ней аналогично изображению в выпуклом зеркале).

 

2 группа:

Что за зеркало и для чего носят на лбу врачи-отоларингологи.? Для чего в середине этого зеркала располагается отверстие?

(Вогнутое зеркало собирает световой пучок от лампы находящейся позади больного, резко увеличивая освещенность тех мест, на которые падает. Через отверстие в зеркале врач смотрит на освещенное  место.)

 

3 группа:

Объяснить принцип действия обогревателя и обоснуйте необходимость рассеивателя сферической формы.

 

4 группа:

Объяснить причину искажения формы лица в сферических зеркалах, на примере изображения квадрата с точки зрения линейного увеличения.

 

Группы сообщают свои ответы, учитель проверяет их расчетные задачи на увеличение.

 

6.Домашнее задание:  учебник А.А.Пинского и др.  П. 43,  № 43.7

 

7.   Подведение итогов.