Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

уроки (9, 10 класс)

на главную

 

методика преподавания

 

уроки

 

 

 Движение планет и искусственных спутников.

 

Эпиграф:  Эрудицию следует иметь настоящую, поверхностной щеголять не годиться…

                                                                                                                                        Сергей Львов

 

План урока:

1. Оргмомент

2.Физическая разминка

3.Новая тема:  Движение планет и искусственных спутников.

      4.Самостоятельная работа по теме урока.

     5. Домашнее задание. Подведение итогов

 

1. Оргмомент: объявляются цели, план урока, эпиграф.

2.  Физическая разминка:   ребус дня

3. Новая тема: Движение планет и искусственных спутников.

Учитель: Цель этого этапа урока познакомиться с законами движения планет и искусственных спутников.

 

 

Закон Всемирного тяготения позволил открыть закономерности движения планет вокруг Солнца. И открывателем этих законов является И.Кеплер.

 

Законы Кеплера:

1.Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллипсам; в одном из фокусов находится Солнце.

2.Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.

3.Квадраты периодов обращения двух планет относятся как кубы больших полуосей их орбит.

Учитель: Доказать третий закон Кеплера, считая, что орбиты близки к круговым. на выполнение задания дается 3 минуты.

Учитель: Проверим ваше доказательство (к доске вызываются ученики, получившие наиболее удачные доказательства). Сравним доказательства. Какое из них является наиболее убедительным?

 

Примерный вариант доказательства:

Т.к. орбиты считаем круговыми, то .

Но , используя  равенство       , получаем:         ..Преобразуем : . В правой части полученного выражения стоит постоянная величина, поэтому для любых двух планет имеем:

 

Учитель: Закон Всемирного тяготения и второй закон Ньютона помогли определить первую космическую скорость- скорость, которую надо сообщить ракете, чтобы она обращалась вокруг планеты  по круговой орбите.

Вывести формулу и рассчитать значение первой космической скорости, считая что  ракета обращается по круговой орбите только под действием силы тяжести.

 

 Учитель: Проверим доказательство. (На доске восстанавливаются  наиболее удачные доказательства). Сравним доказательства. Какое из них является наиболее убедительным?

 

Примерный вариант доказательства:

Движение по круговой орбите происходит под действием силы тяжести.

По второму закону Ньютона имеем , где         

 Но ускорение при движении по круговой орбите является центростремительным:.

Получаем результат:     => 

4.Самостоятельная работа.

Вариант 1

1.Рассчитать первую  космическую скорость  и период обращения спутника по орбите вокруг Венеры     М=4,88*1024кг,  R=6,10*106м.

2. Рассчитать  скорость спутника, движущегося по круговой орбите  на высоте, равной трем земным радиусам.

Вариант 2

1. Вычислить первую космическую скорость для ракеты на Меркурии М=3,26*1023кг, R=2,42*106м. Каков период обращения спутника по круговой орбите.

2.Определить скорость спутника, движущегося по круговой орбите, равной двум земным радиусам.

 

  5.Домашнее задание: упр.1,4,5 стр.213;  п.7.14 ,7.15(П)

6. Подведение итогов

__________________________________________________________________________

Комментарий к уроку:  3 закон Кеплера, предлагаемый к изучению, является приближенным. Более точное равенство вытекает из закона всемирного тяготения и записывается так: