Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

Метод совместного творчества в создании новых элементов

 для организации учебного процесса.

 

на главную  

 

 

 

Одной из тенденций в современном развитии школьного обучения является переход от репродуктивных методов обучения к активным и творческим методам. На наш взгляд такой переход обеспечивает построение процесса обучения на основе научного метода познания.
Благодаря тому, что физика изучает простые формы движения материи, на учебных занятиях есть возможность показать весь процесс познания от возникновения проблемы до ее решения и его проверки. И именно в этом направлении следует отметить потенциальные возможности физики (Физика в школе. Научный метод познания и обучение/ В.Г.Разумовский, В.В.Майер. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 463с. - (Библиотека учителя физики) .
В течение последних двух лет в нашей работе появился новый подход к содержанию и выполнению исследовательских и проектных работ. В основе подхода лежит метод совместного творчества учителя и ученика. В ходе выполнения исследования учитель и ученик работают над одной темой. При этом учитель в своей части работы решает методические и дидактические задачи, определяет для учащихся исследования, в которых они решают свой ряд задач: углубленного изучения темы, изготовления различных приборов, наглядных пособий, а так же подготовки инструкций к проведению экспериментов и опытов. Для успешной организации совместной деятельности учитель составляет программу выполнения работы. В ней прописываются шаги углублённого освоения учеником интересующей его темы, прописаны задачи учителя и ученика, а так же предполагаемые результаты выполнения.
Выполнение проектных и исследовательских работ осуществляется в содействии учителя с учениками высокой мотивации, а результаты работ проецируются на всех учащихся, т.к. используются при организации учебного процесса.
Представляем Вам результаты работ, выполненных методом совместного творчества учителя и ученика..


1. Работа по теме "Давление в жидкости".
Тема «Давление в жидкости» рассматривается в 7 классе. В этом возрасте на первое место выступает вопросы повышения и закрепления интереса к учебе. Уроки должны быть яркими, запоминающимися, а поэтому важными элементами уроков должны стать демонстрационные опыты, фронтальные эксперименты и игровые моменты.  Изготовление дополнительных приборов и наглядных пособий позволило разнообразить уроки.

 

Программа работы над темой "Давление в жидкости".

 

Материалы работ, выполненных учащимися.

 

Элементы уроков, построенных с использованием новых приборов и наглядных пособий.

 

 

2. Работа по теме "Волновые свойства света".

Тема "Волновые свойства света" рассматривается в 11 классе. При изучении темы «Волновые свойства света» учащимся приходится иметь дело со сложно представляемым объектом – световая волна (электромагнитная волна), а поэтому эксперименты со световыми волнами часто остаются для них лишь красивой картинкой и не дают понимания сути физического явления.
Для демонстрации дифракции света в школьном курсе предлагаются дифракционные решетки с периодами 50, 100, 200, на них ученики не могут увидеть большое количество щелей. Лабораторная работа по измерению длины волны предполагает использование готового периода решетки. А эксперименты по определению длины волны с использованием одной щели или двойных щелей вообще не предусмотрены.
В школьном курсе физики рассматривается интерференция в клине. Этому уделяется внимание при решении задач. А проведение эксперимента по получению интерференционной картины в клине организовать непросто (мы не имеем в виду «спасающий» эксперимент с мыльной пленкой). Ученикам на лабораторной работе предлагается получить интерференционную картину с помощью двух стеклянных пластин, но проведение этого опыта не предусматривает рассмотрения зависимости картины от толщины слоя между пластинами.

Программа работы над  темой  «Волновые свойства света в школьной физике».

 

Материалы работ, выполненных учащимися.

 

Содержание работы. Инструкции к выполнению экспериментов с использованием новых приборов.

 

 

 

 

Для оценки готовых элементов мы используем следующие дидактические параметры, предложенные кафедрой физики Глазовского педагогического института:

Учебность – дидактический параметр элемента обучения, определяемый тем, что
1. новый элемент урока и эксперимент необходимы в учебном процессе, т.е. научны и фундаментальны или интересны учащимся;
2. изучение теории и эксперимента возможно в условиях существующей системы физического образования, т.е. они безопасны, дидактичны, доступны.
3. теория и учебный эксперимент разработаны достаточно, т.е. в демонстрационном, индивидуальном и самостоятельных вариантах.


Эффективность – дидактический параметр методики изучения элемента физики, определяемый тем, что учащимися усвоены
1. физическая теория, т.е. факты, модель и следствия;
2. физический эксперимент, т.е. его условия, результат и анализ;
3. метод научного познания, т.е. взаимосвязи, которыми характеризуются реальность, эксперимент и теория.
 

Учебность элемента – дидактический параметр, характеризующий необходимость и возможность овладения физической теорией, а так же разработанностью методики её изучения.

Учебность элемента

Учебная физическая теория

Учебный физический эксперимент

1. Необходимость физического элемента

 

 

1.1. Фундаментальность

1.1.1 Общефизическая

1.1.2 Дисциплинарная

1.1.3 Тематическая

 

 

1.2. Научность

1.2.1 Объективность

1.2.2 Достоверность

1.2.3 Доказательность

 

 

1.3. Интересность

1.3.1.Значимость

1.3.2 Эффективность

1.3.3 Неожиданность

 

 

2. Возможность использования в обучении

 

 

2.1. Дидактичность

2.1.1 Элементарность

2.1.2 Изучаемость

2.1.3 Поучительность

 

 

2.2. Безопасность

2.2.1 Электрическая

2.2.2 Химическая

2.2.3 Прочая

 

 

2.3. Доступность

2.3.1 Возрастная

2.3.2 Материальная

2.3.3 Временная

 

 

3. Разработанность методики изучения

 

 

3.1. Демонстрационность

3.1.1 Персональная

3.1.2 Групповая

3.1.3 Массовая

 

 

3.2. Индивидуальность

3.2.1 Фронтальная

3.2.2 Лабораторная

3.2.3 Факультативная

 

 

3.3. Самостоятельность

3.3.1 Домашняя

3.3.2 Школьная

3.3.3 Внешкольная

 

 

 

Рекомендации к оцениванию: В случае положительного  ответа на вопрос в соответствующую графу ставиться 1, при отрицательном ответе – 0. Оценки суммируются и делятся на их общее число; так получается итоговая оценка успешности U.

Состояние элемента переходит в новое, если его оценка составляет не ниже 0,63.

Понятие «Учебность» используется  в исследованиях кафедры физики Глазовского пединститута в течение трёх десятков лет.

 Источник: Физика в школе. Научный метод познания и обучение/ В.Г.Разумовский, В.В. Майер.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 463с. – (Библиотека учителя физики)

____________________________________________________________________________

Эффективность – дидактический параметр методики изучения элемента физики, определяемый тем, что учащимися усвоены физическая теория, физический эксперимент, метод научного познания.

Эффективность элемента

 

1. Учебная физическая теория

 

1.1. Факты (условия)

1.1.1 Экспериментальные факты

1.1.2 Теоретические факты

1.1.3 Методы решения проблем

 

1.2. Модель (результат)

1.2.1 Физическая модель явления

1.2.2 Математическая модель явления

1.2.3 Количественные характеристики явления

 

1.3. Следствия (анализ)

1.3.1. Связь построенной теории с другими

1.3.2  Подтверждение теории эксперимента

1.3.3 Прогноз в построении новой теории

 

2. Учебный физический эксперимент

 

2.1. Условия

2.1.1 Оборудование

2.1.2 Экспериментальная установка

2.1.3 Порядок выполнения эксперимента

 

2.2. Результат

2.2.1 Совокупность наблюдаемых явлений

2.2.2 Основное явление

2.2.3 Количественная характеристика

 

2.3. Анализ

2.3.1 Связь полученного результата с другими

2.3.2 Теоретическое объяснение результата

2.3.3 Прогноз новых явлений

 

3. Методика изучения физики

 

3.1. Теория методики физики

3.1.1 Закономерности и принципы обучения

3.1.2 Техника обучения физике

3.1.3 Технология обучения физике

 

3.2. Методика учебной теории

3.2.1 Изучение физической теории на уроке

3.2.2 Самостоятельное изучение теории

3.2.3 Физические задачи

 

3.3. Методика учебного эксперимента

3.3.1 Демонстрационный эксперимент

3.3.2 Индивидуальный эксперимент

3.3.3 Самостоятельный эксперимент

 

 Источник: Физика в школе. Научный метод познания и обучение/ В.Г.Разумовский, В.В. Майер.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.- 463с. – (Библиотека учителя физики)


вернуться к разделу "Из опыта работы"

Хостинг от uCoz