Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

Практическая направленность учебного процесса.

на главную  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обновление содержания школьного курса, внедрение новых учебников и учебных комплексов требуют поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и в конечном счете позволяющих достигать гарантированных результатов обучения. Учебный процесс должен стать важным фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету, он должен создавать условия, способствующие активизации мотивационной сферы учащихся.

Очевидно, это возможно при такой организации содержания обучения, которая обеспечивает интерес к предмету за счет осознания необходимости изучаемого материала уже при первичном его восприятии, освоения ориентировочной основы действий и овладения новым типом мышления и мотивами учения.

Разработка такой модели обучения, которая бы нейтрализовала существующее противоречие между природной любознательностью ребенка и его фактической пассивностью на уроке, предполагает учебу в творческом режиме.

Мы предлагаем Вашему вниманию некоторые пути, позволяющие реализовать выше сказанное.

На протяжении ряда лет наша школа работает совместно с Техническим Лицеем № 24 г.Глазова. Преподаватели Технического Лицея проводят уроки технологии у мальчиков 9-11 классов, где они учат ребят основам работы с электроприборами, ремонту электрооборудования...

К окончанию 11 класса учащиеся могут готовить к установке лампы дневного освещения, ремонтировать домашние электроплиты, знают основы монтажа квартирной электропроводки. Такая работа требует знаний по теме «Электрический ток». Поэтому мы с преподавателями лицея согласовали программы обучения  по физике и технологии. Благодаря этому преподаватели лицея  экономят время на объяснении материала, а технические возможности  лицея позволяют проводить практические занятия для закрепления  знаний, полученных на уроках физики. В связи с этим у нас появилась возможность проведения интегрированных уроков физики - технологии. Один из таких уроков «Параллельное соединение проводников и монтаж квартирной электропроводки» был открытым. На нем присутствовали преподаватели лицея и учителя физики школ города.

Урок разработали и провели Калашникова Н.И. и Зорин В.Ф. Он включал в себя объяснение новой темы и практическую часть. При объяснении новой темы ребятам было показано соответствие между схемами и цепями, с которыми они работали на уроках физики и схемами, которые используются  при монтаже электропроводки. На практической части урока ребята на специальных макетах проводили монтаж проводки для одной жилой комнаты. На макетах были установлено оборудование, используемое в наших квартирах - включатели, розетки, распределительные коробки, провода. Итогом работы были готовые действующие макеты.

Предлагаем ознакомиться с конспектом данного урока.

 

 

Интегрированный урок физики и технологии  по теме  "Параллельное соединение проводников и основы монтажа квартирной электропроводки" (9класс).

Цели урока:

Дать понятие параллельного соединения проводников, определить связи между электрическими величинами.

Научить самостоятельно составлять схемы и проводить монтаж электропроводки стандартной комнаты.

Продолжить развитие навыков  проведения электромонтажных работ.

Закрепить знания и умения в составлении схем и производстве электромонтажа однокомнатной квартиры.

Продолжить формирование навыков работы с книгой, схемами и учебными макетами (проведение анализа, сравнения, обобщения, выделение главного в предложенном материале)

Прививать бережное отношение к используемым материалам и инструментам.

 

Материально - техническое оснащение урока:
Плакат "Рабочий проект этажного плана электропроводки однокомнатной квартиры жилого дома".
Этажный осветительный щиток -1 шт.
Электрические патроны -6 шт.
Однополюсные выключатели -6 шт.
Соединительные провода.
Ответвительные коробки - 6 шт.
Лампы накаливания - 6 шт.
Омметры - 4 шт.
Графопроектор.

 

План урока.
Организационный момент - 2мин.
Объяснение нового материала - 20мин.
Контроль знаний и умений учащихся по теме "Однолинейные и многолинейные схемы"-10мин.
Инструктаж учащихся по безопасным условиям труда - 10мин.
Закрепление темы. Самостоятельная работа по монтажу электропроводки на учебном планшете - 30мин.
Подведение итогов -5мин.
Домашнее задание -3мин.

 

Ход урока.

 1. Оргмомент.
Контроль внешнего вида учащихся, проверка готовности рабочего места. Объявление целей и плана урока.

 2. Объяснение нового материала.
2.1 Актуализация знаний по теме " Электрический ток". Повторение определений силы тока, напряжения, сопротивления.
2.2 Объяснение принципа параллельного соединения проводников, способов изображений параллельного соединения в схемах электрических цепей.

2.3 Рассмотрение изображений в схемах электрических цепей, применяемых в школьном курсе и в принципиальных электрических схемах , их сопоставление и сравнение.

2.4 Объяснение связи между физическими величинами.

2.5 Обоснование необходимости использования параллельного соединения в электрической проводке квартир.
2.6 Актуализация знаний учащихся по теме " Однолинейные и многолинейные схемы".
2.7 Объяснение построения монтажной схемы и проведения непосредственного монтажа электрической проводки на учебном планшете.
2.8 Способы контроля электросхемы с помощью омметра.
2.9 Демонстрация учителем электросхемы в действии.

3. Контроль знаний и умений по теме " Однолинейные и многолинейные схемы".

Задание: На основании этажного плана составить однолинейную и многолинейную схемы квартирной электропроводки.
По окончании работы проверка и выставление оценок.

 4.Инструктаж учащихся по безопасным условиям труда.
 4.1 Сообщение учащимся правил безопасной работы с ножом, отверткой, омметром.
 4.2 Напоминание об осторожном обращении с электрооборудованием и о необходимости  содержать рабочее места в порядке.

5. Закрепление темы.

 5.1 Задания учащимся:

1 уровень: 
1. Какая из перечисленных формул выражает закон Ома для участка цепи?
I= U R R= I/ U I=U/R
2. Какой из проводов является медным?
ПВ АПВ АППВ
  3. По предложенной схеме определить вид соединения.
  4. По образцу схемы произвести монтаж электропроводки.


2 уровень:
1. Начертить электрическую схему с двумя лампами, каждую из которых можно включать отдельно.
2. В чем отличие закона Ома для цепи постоянного тока от закона Ома для цепи переменного тока?
3. Как определить сопротивление медного проводника, зная его длину и сечение?
4. Нарисовать принципиальную схему и провести монтаж электропроводки стандартной комнаты.

Выполнение заданий идет в режиме " Консультант - ученик, ученик- ученик".

 5.2 Самостоятельный контроль сборки электросхемы с помощью омметра.

Учителями в течение практической работы осуществляется контроль за действиями учащихся и за соблюдением правил безопасных условий труда:
1 обход: Проверка состояния рабочих мест и соблюдение правил безопасных условий труда.
2 обход: Проверка умений проведения подготовительных операций при проведении монтажа электропроводки.
3 обход: Контроль качества и правильности монтажа квартирной электропроводки.

5.3 Демонстрация учителем электросхем в действии при подключении планшетов к контрольному стенду.

 6. Подведение итогов.

6.1 Демонстрация лучших работ и сообщение оценок.
6.2 Разбор характерных ошибок, допущенных учащимися при монтаже.

7. Домашнее задание.

Закрепить теоретический материал по теме: "Параллельное соединение проводников" и "Основы монтажа квартирной электропроводки". Составить многолинейную и монтажную схему цепи, изображенной на рисунке учебника "Физика 9" С.В. Громов п.17, с. 47.
 

вернуться к разделу "Методика преподавания"

Хостинг от uCoz