на главную домашнее задание справочник экзамены конкурсы и олимпиады типичные вопросы они создавали физику
Доброе время суток. Меня зовут Анастасия. На этой странице я расскажу Вам о моём проекте по волновой оптике. Этот проект я представляла в городе Ижевск на Республиканском конкурсе творческих работ среди учащихся "Дети, техника, творчество" и заняла 1 место в секции "Юные техники - школе, учреждению дополнительного образования". В апреле 2010 года я была приглашена для участия в республиканском конкурсе "Молодой изобретатель Удмуртской Республики", где стала победителем в номинации "Школьники и учащиеся".
В рамках данной программы
ученики выполняют творческие работы по своему выбору.
Цель моей работы: изучить явления дифракции, дисперсии и
интерференции световых волн и изготовить устройства, позволяющих
наблюдать эти явления.
2. Изготовление данных
устройств. 4. Подготовка материалов по теме "Оптика" для Интернет-страницы.
Узкую щель для наблюдения дифракции мы изготовили из полотен лезвий. На самоклеющуюся пленку с прямоугольным отверстием наклеили половинки лезвий, режущей частью друг к другу. Самоклеющуюся пленку, с закрепленными на ней лезвиями, наклеили на пластиковое основание. Ширина щели замеряется с помощью отсчетного микроскопа типа МПБ-2 с ценой деления 0,05мм. Мы получили несколько видов щелей, ширина которых 0,3мм и 0,15мм. Эти щели позволяют продемонстрировать зависимость дифракционной картины от ширины щели (см. фото)
Но т.к. две щели пропускают недостаточно световой энергии, то нас заинтересовала решетка, которая позволяет получить более насыщенную картину, так как представляет множество параллельных полос, пропускающих свет. Чтобы убедиться в том, что дифракционная картина от большего количества отверстий более насыщена, мы на листе А4 с помощью компьютерной графики начертили на 1см 8,5 черных полос. В результате на фотопленке получили 4 полосы на 1 мм, то есть получили устройство, напоминающее дифракционную решетку с порядком 1/4мм. (см.фото)
Далее к нам пришла идея о том, что можно изготовить устройство, позволяющее наблюдать дифракцию не только от вертикальных щелей, но и от мелких отверстий или тел. На листе А4 с помощью компьютерной графики мы нарисовали сетку из черных полос. В результате на негативе получилась светлая сетка с темными квадратами. Проходя через такую сетку, свет дифрагирировал на черных квадратах. В итоге интерференции вторичных волн, мы смогли пронаблюдать дифракцию на мелких телах. Далее мы решили проверить, как повлияет на дифракционную картину, огибание светом тел разных размеров. Для этого лист А4 заштриховали свободно, получив разных размеров светлые пятна, которые на негативе оказались телами разного размера (см.фото)
Для демонстрации сложной структуры белого света мы изготовили круг Ньютона с семью секторами (красного, оранжевого и далее по спектру до фиолетового). Диск закрепляется на валу двигателя и раскручивается. При вращении круга он приобретает серый цвет, а при более высоких скоростях вращения становится белее. Так же нами подготовлены круги из трех и шести цветов.
В ходе работы мы изготовили комплект устройств для наблюдения световых явлений, подготовили инструкции для проведения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов. В ходе выполнения проекта подготовили материал по теме "Оптика" для Интернет-страницы.
|