Материально - техническое оснащение урока:
1.
Комплект
приборов для проведения фронтальной практической работы
«Наблюдение за процессом таяния снега»: калориметр,
термометр, часы, сосуд со снегом.
2.
Карточки
с указанием хода практической работы.
3.
Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Цели
урока:
Контроль
знаний темы «Агрегатные состояния вещества».
Формирование умений строить причинно - следственные связи,
делать выводы.
Развитие
научной речи.
План
урока:
1
Оргмомент.
2
Проверка домашнего задания.
3
Изучение новой темы.
4
Закрепление.
5
Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход
урока:
1.
Оргмомент.
Объявление эпиграфа, целей и плана урока целей. Проверка
готовности к уроку.
2.
Проверка
домашнего задания:
Рассказать об агрегатных состояниях вещества и об
особенностях строения веществ в различных
агрегатных состояниях.
Учащиеся
заслушивают ответ и анализируют его по следующему плану:
положительные и неудачные моменты ответа, дополнения,
оценка.
3.
Физическая разминка (от слова
«физика»):
Учитель:
Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не
спирт или эфир?
Ученик: у
ртути большая теплопроводность и меньшая теплоёмкость, а это
сокращает время измерения.
Учитель:
Почему металлические предметы, находящиеся в комнате, на
ощупь кажутся холоднее, чем деревянные?
При
соприкосновении с деревянным предметом, нагревается только
его небольшой участок под пальцем. Металлы обладают
хорошей теплопроводностью, поэтому при соприкосновении
нагревается больший по размеру участок, что приводит к
большему теплоотводу от пальца и его охлаждению.
4.
Изучение
новой темы:
Плавление
и отвердевание кристаллических тел.
Учитель:
Я думаю, что ваш жизненный опыт позволит вам самостоятельно
понять, что представляет собой плавление и отвердевание
кристаллических тел, а так же выяснить, как происходит
плавление и отвердевание на основе знаний о строении
веществ.
Сейчас
вам предстоит исследовать процесс плавления снега. Для этого
у вас имеются карточки с описанием хода исследования и
вопросы, на которые необходимо получить ответы. На
выполнение работы отводится 25 минут.
Содержание карточки:
Практическая работа «Наблюдение за процессом таяния
снега».
Приборы и материалы: калориметр, термометр, часы,
сосуд со снегом.
1.
Изучите параграф учебника «Плавление и отвердевание
кристаллических тел».
2.
Ответьте на вопросы и заполните таблицу,
расположенную под вопросами
а) Сформулируйте определения плавления и
отвердевания вещества;
б) Ответьте на вопрос: изменяется ли температура в
процессе плавления и отвердевания кристаллических
тел?
в) Как называют температуру, при которой плавится и
отвердевает вещество?
г) Объясните процессы плавления и отвердевания на
основе знаний о строении вещества.
д) Как изменяется внутренняя энергия вещества при
плавлении и отвердевании?
е) Изучите график плавления и отвердевания вещества
по параграфу учебника, напишите названия и укажите
длительность процессов изображенных на графике вашей
таблицы.
Плавление. |
Отвердевание. |
а)
б)
в)
г)
д) |
а)
б)
в)
г)
д)
|
График
плавления и отвердевания воды
АВ-
ВС-
СD-
DЕ-
EF-
FK-
|
3.
Исследуйте плавления снега.
Поместите в калориметр снег. Используя термометр,
наблюдайте за температурой тающего снега. Под вашей
таблицей постройте график зависимости температуры
тающего снега от времени.
|
Учитель:
подведём итоги вашего исследования. Прошу рассказать о
полученных результатах, придерживаясь плана выполнения
работы.
На экране
проецируются лучшие работы учащихся, учащиеся их
комментируют (фотографии учитель делает в ходе урока).
4.
Закрепление.
Учитель
предлагает классу построить в тетради график плавления и
отвердевания ртути. Учащегося, который хорошо освоил
программу
Paint,
учитель просит выполнить график на компьютере. По окончании
работы учащиеся сравнивают свои графики с образцом,
построенным на компьютере (график проецируется на экран).
5.
Подведение итогов урока.
Домашнее
задание: п.13,14; упражнение 7 (2,4,5).
Желающие
могут выполнить практическую работу «Наблюдение за процессом
отвердевания воды» и подготовить презентацию по выполненной
работе.