Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

на главную

 

методика преподавания

 

 уроки

 

 

уроки (8 класс)

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

 Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

 
Козьма Прутков

Материально - техническое оснащение урока:

1.     Комплект приборов для проведения фронтальной практической работы «Наблюдение за процессом таяния снега»: калориметр, термометр, часы, сосуд со снегом.

2.     Карточки с указанием хода практической работы.

3.     Компьютер, экран, мультимедийный  проектор.

 

Цели урока:

Контроль знаний темы «Агрегатные состояния вещества».

Формирование умений строить причинно - следственные связи, делать выводы.

Развитие научной речи.

 

План  урока:

1         Оргмомент.

2        Проверка домашнего задания.

3        Изучение новой темы.

4        Закрепление.

5        Подведение итогов. Домашнее задание.

 

Ход урока: 

1.     Оргмомент.

Объявление эпиграфа, целей и плана урока целей. Проверка готовности к уроку.

2.     Проверка домашнего задания:

Рассказать об агрегатных состояниях вещества и об особенностях строения веществ  в различных агрегатных состояниях.

Учащиеся заслушивают ответ и анализируют его по следующему плану: положительные и неудачные моменты ответа, дополнения, оценка.

 

3.     Физическая разминка (от слова «физика»):

Учитель: Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не спирт или эфир?

Ученик: у ртути большая теплопроводность и меньшая теплоёмкость, а это сокращает время измерения.

Учитель: Почему металлические предметы, находящиеся в комнате, на ощупь кажутся холоднее, чем деревянные?

При соприкосновении  с деревянным предметом, нагревается только его небольшой участок  под пальцем. Металлы  обладают хорошей теплопроводностью, поэтому при соприкосновении нагревается больший по размеру участок, что приводит к большему теплоотводу от пальца и его охлаждению.

 

4.     Изучение новой  темы:

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Учитель: Я думаю, что ваш жизненный опыт позволит вам самостоятельно понять, что представляет собой плавление и отвердевание кристаллических тел, а так же  выяснить, как происходит плавление и отвердевание на основе знаний о строении веществ.

Сейчас вам предстоит исследовать процесс плавления снега. Для этого у вас имеются карточки с описанием  хода исследования и вопросы, на которые необходимо получить ответы. На выполнение  работы отводится 25 минут.

Содержание карточки:

Практическая работа «Наблюдение за процессом таяния снега».

Приборы и материалы:  калориметр, термометр, часы, сосуд со снегом.

1.     Изучите параграф учебника «Плавление и отвердевание кристаллических тел».

2.     Ответьте на вопросы и заполните таблицу, расположенную под вопросами

а) Сформулируйте определения плавления  и отвердевания  вещества;

б) Ответьте на вопрос: изменяется ли температура в процессе плавления и  отвердевания кристаллических тел?

в) Как называют температуру, при которой плавится и отвердевает вещество?

г) Объясните процессы плавления  и отвердевания на основе знаний о строении вещества.

д) Как изменяется внутренняя энергия вещества при плавлении и отвердевании?

е) Изучите график плавления и отвердевания вещества по параграфу учебника, напишите названия  и укажите длительность процессов изображенных на графике вашей таблицы.

Плавление.

Отвердевание.

а)

б)

в)

г)

д)

а)

б)

в)

г)

д)

 

График плавления и отвердевания воды

 

 

АВ-

ВС-

СD-

DЕ-

EF-

FK-

 

 

3.     Исследуйте плавления снега.

Поместите в калориметр снег. Используя термометр, наблюдайте за температурой тающего снега. Под вашей таблицей постройте график зависимости температуры тающего снега от времени.

 

Учитель: подведём итоги вашего исследования. Прошу рассказать о полученных результатах, придерживаясь плана выполнения работы.

На экране проецируются лучшие работы учащихся, учащиеся их  комментируют (фотографии учитель делает в ходе урока).

 

4. Закрепление.

Учитель предлагает классу построить в тетради график плавления и отвердевания ртути. Учащегося, который хорошо освоил программу Paint, учитель просит выполнить график на компьютере. По окончании работы учащиеся сравнивают свои графики с образцом, построенным на компьютере (график проецируется на экран).

 

 5. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:  п.13,14; упражнение 7 (2,4,5).

Желающие могут выполнить практическую работу «Наблюдение за процессом отвердевания воды» и подготовить презентацию по выполненной работе.