Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

на главную

 

методика преподавания

 

уроки

 

 

уроки (8 класс)

Конвекция

Эпиграф: Если бы я захотел читать не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей…

М.В.Ломоносов

Материально-техническое оснащение урока:

1.     Комплект приборов для демонстрации конвекции в жидкостях и газах: штатив, колба с водой, экран, перманганат калия, настольная лампа, бумажная спираль.

2.     Дидактический материал для контроля знаний учащихся: лото  по теме «Тепловые явления», карточки - задания для проверки навыков работы с величинами, заданными в стандартном виде.

3.     Дополнительная литература по теме «Проявления конвекции в природе и технике».

4.     Наглядные пособия.

План урока:

1.     Оргмомент

2.     Проверка домашнего задания.

3.     Изучение нового материала.

4.     Физическая минутка.

5.     Закрепление.

6.     Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока:

1.     Оргмомент.

Объявляются цель и план  урока .

2.     Проверка домашнего задания:

Проверка ОУН 1-го ряда:

- учащиеся 1-го варианта заполняют физическое лото по теме « Тепловые явления»,

-учащиеся 2-го варианта выполняют задания по записи значений физических  величин в стандартном виде.

Монологический ответ по теме « Теплопроводность».

- учащиеся 2 и 3го ряда заслушивают ответ и проводят анализ по плану: положительные и неудачные моменты ответа, дополнения , оценка.

 Подведение итогов проверки домашнего задания.

3.     Изучение нового материала:

Учитель: Цель этого этапа урока: узнать новый вид теплопередачи, его механизм  и отличие от теплопроводности, познакомиться с видами конвекции и проявлениями ее в природе и технике.

 

Демонстрация опыта по конвекции в жидкостях. Наблюдение циркуляции воды.

 

Учитель: Что мы наблюдаем?

Ученик: Мы видим, как струи подкрашенной жидкости поднимаются вверх.

Учитель: Попробуем объяснить данное явление.

               Что происходит  с энергией и скоростью частиц  у дна сосуда?

Ученик: Так как сосуд у дна подогревают, то энергия  частиц у дна сосуда увеличивается.

Учитель: Как это отражается на плотности жидкости? И к чему это приводит?

Ученик: При увеличении скорости частиц плотность жидкости уменьшается и на менее плотные слои жидкости начинает действовать сила Архимеда, поэтому менее плотная жидкость всплывает.

Учитель: Менее плотные слои жидкости всплывают и переносят с собой энергию по всему объему жидкости.

Учитель: Мы с вами на опыте пронаблюдали проявление конвекции в жидкостях. Сделайте полный вывод по увиденному опыту и предложите возможные определения конвекции.

Учащиеся делают вывод

Учитель: Запишем определение конвекции в тетрадь:

 

Конвекция – вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями жидкости или газа.

 

Механизм конвекции:

 

Отличие от теплопроводности:

 

Виды конвекции:

 

Учитель: Пронаблюдаем опыт, демонстрирующий конвекцию в газах.

 Демонстрация опыта по конвекции в газах.

 

 

4. Физическая минутка:

Разминка для глаз:

Посмотрели в окно, на верхушки деревьев.

Прочитали в тетради определение конвекции.

Посмотрели в окно, на последние этажи домов.

Прочитали в тетради механизм конвекции.

Встали, потянулись.

 

5.     Закрепление.

Класс делится на 5 групп ( далее работа продолжается стоя).

Учащиеся работают в группах, рассматривая вопросы проявления конвекции в природе и использование ее в технике.

Задания группам:

1 группе - Объяснить физику ночного и дневного бризов.

2 группе – Объяснить принцип действия водяного отопления.

3 группе – Объяснить механизм обогрева воздуха  в комнате от батареи центрального отопления. 

4 группе – объяснить принцип действия охлаждения автомобильного двигателя.

5 группе – объяснить на основе конвекционных потоков в мантии Земли движение литосферных плит.

 

На подготовку ответа группе дается 5 минут.

После подготовки ребята рассаживаются по местам.

Заслушивается ответ каждой группы.

 

6.     Подводится итого урока, объявляются оценки.

Домашнее задание: Учебник ПинскогоА.А.  п. 4.9, стр. 100, упр. 1,2,3