Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

 

СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ С УЧЕТОМ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

 

на главную  

 

 

Наша школа с 2005 - 06 учебного года является городской опорной школой по теме «Информационно – коммуникационные технологии в общеобразовательном процессе».
В рамках работы над данной темой учителя - предметники школы стали создавать персональные сайты с учётом своего педагогического опыта и сложившихся взглядов на организацию образовательного процесса. Очевидно, что цели создания таких ресурсов различны: это самореализация, это возможность для обмена накопленным опытом с территориально удалёнными коллегами, это практика использования информационных технологий для самого учителя, это его самообразование при подборе материалов сайта, это ещё один инструмент, позволяющий сокращать время и усилия, как педагога, так и его учеников.
Но В. Долматов, президент Открытого Форума Интернет-Сервис Провайдеров ОФИСП, отметил важную проблему: просмотр сотен сайтов учеников и учителей показал, что они ничем не отличаются между собой. Он писал, что для того чтобы понять, как в будущем следует использовать тот или другой сайт в учебном процессе, необходимо ответить на вопросы: в каком объёме учащиеся будут использовать материалы сайта, на каком этапе урока учителю можно будет использовать сайт и по какому принципу выделять из его объёма нужный нам материал, так как сам сайт представляет собой ресурс, подобный справочнику, в котором надо найти необходимую информацию. Этот процесс ставит ряд острых проблем, являющихся предметом обсуждения учёных, учителей, работников образования, связывающих обучение в школе с активным использованием информационных технологий и с созданием единого информационного образовательного пространства, способствующего развитию и самореализации учащихся.
Поэтому считаем, что сегодня тема об эффективности создаваемого сайта с точки зрения организации учебного процесса, о его согласованности со сложившейся системой работы учителя, о его возможностях является актуальной.
Цель работы: создать персональный сайт и выяснить, как будет влиять его внедрение в систему работы на организацию процесса обучения, на экономию времени учителя и учащихся.
В ходе исследования мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Определение основных разделов сайта и их содержания с учётом сложившейся системы работы;
2. Создание сайта;
3. Выявление новых форм и методов работы, появляющихся в связи с использованием в работе материалов сайта;
4. Выявление возможностей использования персонального сайта для рационализации труда учителя и учащихся;
5. Исследование возникающей экономии времени в связи с использованием ресурса, как для учителя, так и для учащихся.
Объект исследования: процесс преподавания физики в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс внедрения в систему работы учителя персонального сайта.
Мы считаем, что если создать сайт с учётом сложившейся системы работы учителя и эффективно использовать его возможности в образовательном процессе, то можно добиться:
1. Эффективной организации труда учителя и учащихся;
2. Повышения интереса к предмету;
3. Экономии времени.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Информатизация системы образования – одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе.[7]
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику, методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Информационные технологии обеспечивают ученикам доступ к любой накопленной и уже некоторым образом систематизированной информации, предоставляют богатейшие возможности и для решения другой задачи, поставленной перед школой - развития личностно значимых качеств учащихся. В сочетании с другими используемыми средствами обучения информационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Именно эти широкие возможности информационных технологий повлекли за собой новые направления в развитии всей системы образования и учебного процесса в частности.
Сегодня можно говорить об активизации процесса использования информационных технологий в современном школьном образовании.
В связи с этим каждой школе, каждому учителю приходится или придётся выбирать из возрастающего потока предлагаемых информационно-коммуникативных технологий более рациональные и приемлемые для сложившейся системы работы. А это требует серьёзного анализа, как самой сложившейся системы, так и оптимального выбора форм, приёмов, методов для эффективного совмещения нового и того, что уже работает.


ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Первые шаги в использовании информационных технологий в школе были сделаны в 1989 году в рамках поискового экспериментального проекта "Школьная электронная почта", в работе над которым принимали участие педагоги и школьники Москвы и штата Нью-Йорк.
В середине 90-х годов стал широко использоваться метод телекоммуникационных проектов. Одновременно с этим посредством электронной почты и компьютерной связи была организована методическая поддержка учителей в сети; были организованы первые методические объединения учителей – единомышленников, что способствовало активизации общения учителей между собой, расширяло опыт совместной работы.
В 1993 году Научным Советом по комплексной проблеме "Кибернетика" Российской Академии наук была создана лаборатория "Телекоммуникация в образовании".[26]
В 1995 году доцент кафедры физики Ярославского государственного университета А.А.Дозоров организовал один из первых сетевых методических семинаров для учителей физики, в ходе, которого обсуждались вопросы демонстрационного и лабораторного эксперимента, а также некоторые методические вопросы.
Использование телекоммуникационных систем открыло новые возможности для переосмысления и модификации традиционных форм учебной работы, а также и для создания совершенно новых её форм.
За последние годы каждый предмет в школьном курсе проходит несколько этапов информатизации:
1 .Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.
2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.
5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы. [25]


ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА – ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Одно из активно развивающихся направлений использования ИКТ в настоящее время – это создание персональных сайтов учителями с целью дальнейшего их использования в учебном процессе. Такая работа - это хороший путь к воспитанию культурных пользователей, потому что в процессе работы с материалами ресурса детям просто придётся осваивать определённые элементы сетевой культуры.
Важно, что такие персональные сайты содержат полезную информацию, подборки ссылок и т.п. Поэтому они действительно полезны в обучении и могут использоваться для организации самостоятельной деятельности учащихся.
Сайты позволяют вводить новые формы учебной и воспитательной работы с учащимися: проведение заочных олимпиад, конкурсов, оформление с классом своей странички на сайте и т.п.
 


 

ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ РАЗРАБОТКИ И СОЗДАНИЯ САЙТА

1 этап. Анализ возможностей учащихся для выхода в Интернет и использования материалов сайта.
Среди учащихся 7-11 классов был проведён опрос о наличии дома персонального компьютера и о возможности выхода в Интернет. Результаты опроса приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты опроса учащихся о наличии дома компьютеров и возможности выхода в Интернет.

  2006-07 уч.год 2007-08 уч.год  2008-09 уч.год
Процент учащихся, имеющих дома компьютер 65% 67%   75%
Процент учащихся, имеющих возможность подключения к сети Интернет  62%  63% 70%


Анализ результатов опроса показал, что с каждым годом процент учащихся, имеющих дома компьютеры и возможность выхода в Интернет, увеличивается, но ещё не является стопроцентным.
В 2006-07 учебном году школа подключилась к сети Интернет, поэтому у всех учащихся появилась возможность бесплатного доступа к всемирной сети, соответственно, и к материалам сайта. Но в настоящее время в школе всего один кабинет информатики, и его загруженность уроками несколько ограничивает эту возможность.
2 этап. Ознакомление с рабочими программами по информатике с целью определения навыков пользования компьютером учащихся разных параллелей.
Анализ рабочих программ по информатике показал, что среди учащихся классов, в которых информатика преподаётся с начальной школы, все ребята 7-11 классов (это классы, в которых изучается физика) имеют навыки работы с компьютером и могут работать в сети Интернет самостоятельно. В классах, где предмет информатики вводится с 9 класса, учащихся 7, 8 классов испытывают затруднения при работе с компьютером и им требуется помощь.
3 этап. Определение разделов сайта с учётом системы работы учителя.
Чтобы определить необходимые разделы сайта, нам пришлось ответить на вопросы: на каком этапе учебного процесса будет использоваться раздел, и по какому принципу из него будет выделяться необходимый материал.
В связи с этим были определены следующие разделы для учащихся:
• Готовимся к уроку;
• Домашнее задание;
• Конкурсы и олимпиады;
• Календарь событий;
• Они создавали физику;
• Справочник по физике;
• Это интересно;
• Факты из жизни учёных;
• Экзамены.
Но, сайт не ограничивается данным списком разделов. Часть его разделов создана с целью обмена опытом с коллегами:
• Методическое объединение;
• Уроки.
4 этап. Выбор дизайна сайта и его создание.
Для создания сайта использована программа Microsoft Office Front Page, предлагающая готовые шаблоны страниц. Дополнительно при оформлении использовались программы Adope Photoshop, Paint, Microsoft Word.
Выбор дизайна – оказался не менее ответственным этапом, т.к. пришлось сочетать одновременно и цветовую гамму, и удобство пользования.
Представленный на сегодняшний день дизайн является четвёртым.
Все варианты отличаются в основном расположением ссылок на странице и выбором цветовой гаммы.
На главной странице сайта представлены все основные ссылки, позволяющие пользователю сразу перейти к необходимому разделу.

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛОВ САЙТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

РАЗДЕЛ «ГОТОВИМСЯ К УРОКУ»

Раздел «Готовимся к уроку» представляет собой пособие, в котором изложены вопросы курса физики.
Раздел включает в себя следующие темы:
Кинематика;
Динамика;
Молекулярно-кинетическая теория;
Термодинамика;
Электростатика;
Постоянный электрический ток.
Электрический ток в различных средах;
Оптика;
Методы познания.
В каждой теме раздела сделан акцент на изложение основных идей и методов современной физики, даны разъяснения физических явлений, основополагающих законов и понятий.
Теоретический материал каждой темы подбирался с учётом объёма программы средней школы, распределялся в соответствии с последовательностью тем в рабочей программе учителя, дополнялся рисунками, схемами, графиками. В таблице 2 представлены разделы школьного курса за 10 класс и содержание материала по ним в разделах сайта.

Таблица 2. Соответствие материалов сайта в разделе «Готовимся к уроку» рабочей программе учителя.

Последовательность разделов школьного курса по программе

Содержание тем на страницах сайта.

1. Методы научного познания.

 

 

 

2. Основные понятия кинематики.

 

 

 

 

 

3. Динамика. Законы Ньютона.

 

 

 

 

 

 

4. Молекулярно-кинетическая теория.

 

 

 

 

 

 

 

5. Электростатика

 

 

 

 

 

 

 

6. Постоянный электрический ток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Электрический ток в различных средах

 

Методы научного познания.

Физика, как наука.

Основные категории и понятия.

 

Кинематика.

Основные понятия кинематики.

Равномерное прямолинейное движение.

Равноускоренное прямолинейное движение.

Равномерное  движение по окружности.

Криволинейное движение.

Динамика.

Основные понятия.

Первый закон Ньютона

(закон инерции Галилея - Ньютона).

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Силы.

Молекулярно-кинетическая теория.

Атомы и молекулы. Масса и размеры частиц. Молярная масса.

Основные положения  МКТ

Опыт Штерна

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в газах.

 

Электростатика

Что называют электрическим зарядом

Закон сохранения электрического заряда.

Как взаимодействуют заряженные тела?

Электростатическое поле и его характеристики.

Примеры электрических полей.

 

Постоянный электрический ток

Что называют электрическим током?

Условия существования постоянного электрического тока.

Основные понятия.

Законы Ома.

Последовательное и параллельное

соединение проводников.

Правила Кирхгофа.

Шунты и добавочные сопротивления.

 

Электрический ток в различных средах.

Электрический ток в металлах.

Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.

Электрический ток в газах.

Электрический ток в вакууме.

Электрический ток в полупроводниках.


В результате представленный на сайте материал по каждой теме является конспектом лекций, следовательно, при наличии экрана и проектора может быть использован в качестве наглядности на всех этапах урока (при актуализации знаний учащихся, при изучении новой темы, при закреплении).
Кроме работы на уроке ученик может использовать материалы сайта при закреплении теоретического материала, при подготовке к зачёту и при решении задач, а при отсутствии возможности в данный момент посещать школу, этот раздел сайта служит ему основой для самоподготовки.


РАЗДЕЛ «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»


Раздел «Домашнее задание» представляет собой ежедневно обновляемую страницу. Он состоит из трёх частей: 1) текущие домашние задания для каждого класса, 2) вопросы к зачёту, 3) домашние контрольные работы.
Первую часть мы представили в виде таблицы, в которой указывается домашнее задание для каждого класса: параграфы и номера задач.
Вторая часть предназначена ученикам старших классов, которые после изучения каждого раздела физики сдают устно зачёт. Ранее на переписывание вопросов учащиеся затрачивали до 7-8 минут времени, что при 5-6 зачётах в год сводило потерю времени в среднем к 40 минутам. Теперь старшеклассники имеют возможность обращаться к вопросам зачёта в удобное для себя время. Затраты времени учителя на подготовку к следующему зачётному уроку предполагают только обращение к уже накопленной базе данных (может быть к небольшой замене уже готовых вопросов) и к смене материала на странице сайта.
Третья часть раздела связана с еще одной формой работы со старшеклассниками – это домашние контрольные работы. Они включают в себя 5-6 задач из различных разделов школьного курса. Цель их проведения – актуализация знаний, подготовка к ЕГЭ.
В каждой параллели проводится по 8 контрольных работ в год (по две работы в течение каждой четверти). Таким образом, к окончанию школы у учащихся накапливается до 80 решённых задач для повторения, закрепления, систематизации знаний перед итоговой аттестацией.
Отметим, что изначально тексты контрольных работ нами распечатывались и выдавались в школьной библиотеке. В настоящее время тексты домашних контрольных работ представлены на сайте. У учащихся появилась возможность эффективно использовать время при оформлении контрольных работ: им не надо переписывать текст задачи, а можно распечатать его и вклеить в тетрадь. Кроме этого ученики теперь не связаны с графиком работы библиотекаря, они имеют свободный доступ к тексту контрольной работы в любое время.
Оценивая объём затрат учителя, следует отметить, что работа над подбором задач, над подготовкой электронной версии текста контрольной работы так же сводится к готовым заранее материалам. Теперь у учителя нет необходимости распечатывать нескольких копий и следит за их сохранностью, достаточно обновить страницу сайта.
Здесь важно указать ещё на одну из возможностей, предоставленных сайтом, это возможность после получения проверенной контрольной работы сверить решения своих задач с решениями, предложенными на сайте.

РАЗДЕЛ «СПРАВОЧНИК».

Следующим разделом сайта является «Справочник». В нём представлены численные значения физических постоянных, характеризующих свойства различных веществ (например, плотность, удельная теплоёмкость, температура кипения, температура плавления, модуль Юнга и т.д.).
В старших классах на уроках решения задач нами используется «Сборник задач по физике» Г.Н. Степановой. Но отсутствие в них справочного материала ставит перед учителем в ходе подготовки к уроку дополнительную проблему - отыскать определённую физическую постоянную в справочнике, а урок решения задач требует появления на столах дополнительного справочного пособия, что не способствует рациональной организации труда, как самого учителя, так и учащегося.
Наряду с этим при решении целого ряда задач в текущих домашних работах и в домашних контрольных работах возникает необходимость отыскания некоторых физических постоянных.
Создание справочника на сайте даёт возможность учителю снять вышеописанные проблемы, а учащимся даёт возможность более эффективно использовать время для подготовки к урокам.
Такой электронный справочник является достаточно мобильным, легко корректируется и дополняется.

 РАЗДЕЛ «КОНКУРСЫ И ОЛИМПИАДЫ»

Работа с мотивированными учащимися – одно из направлений работы школьного методического объединения учителей физики и работы школы в целом. Эта работа нацелена на поддержание у ребят интереса к физике, на создание условий для развития способных и одарённых детей.
В разделе «Конкурсы и олимпиады» мы представляем школьные заочные олимпиады, викторины, конкурсы для ребят среднего и старшего звена. В доступной форме описываем условия участия и требования к выполнению работ. Ответы на вопросы викторины, решения олимпиады, подготовленные презентации учащиеся могут представлять в бумажном варианте, могут отправить их по электронному адресу или скопировать в папку учителя, доступ к которой возможен через любой школьный компьютер.
Также в разделе «Конкурсы и олимпиады» представлены анонсы о проводимых конкурсах и олимпиадах городского, республиканского, российского уровней, в которых ребята могут принять участие.
Таким образом, создание раздела сайта «Конкурсы и олимпиады» позволило ввести новые формы работы с мотивированными детьми.

РАЗДЕЛЫ «КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ» И «ОНИ СОЗДАВАЛИ ФИЗИКУ»

Появление разделов «Календарь событий» и «Они создавали физику» связано с тем, что на уроках, учителя, всё – таки, на первое место выдвигают физическое знание (теории, безупречные определения, формулировки и т.д.), но мало рассказывают о том, как получено это знание.[2]
Мы считаем, что обращение учащихся к этим разделам, как по ходу урока, так и вне урока даёт возможность компенсировать такой недостаток, позволяет разнообразить урок, поддерживать интерес к предмету.
В первом разделе нами собраны и расположены в хронологическом порядке события, имеющие значение с точки зрения развития физики и астрономии. Для удобства все события систематизированы по месяцам.
В ходе урока (лучше всего в начале) учитель, открывает соответствующую страницу, знакомит учащихся с событиями, произошедшими в этот день много лет назад.
Для примера: на уроке 17.12 проецируются на экран события этого дня.
Учащиеся, которым было дано индивидуальное домашнее задание, дают небольшой комментарий по каждому событию (иногда комментарий даёт учитель).
Во втором разделе нами представлены биографии великих учёных, их портреты и известные высказывания. Этот раздел позволяет продемонстрировать портрет учёного, открывшего явление или закон, о котором идёт речь на уроке.
Например, при изучении закона Архимеда учитель открывает соответствующую страницу, проецирует портрет учёного на экран. Далее используются один из трёх вариантов работы: 1) класс заслушивает учащегося, подготовившего сообщение об учёном, 2) учащиеся самостоятельно читают биографию (этот вариант возможен, если позволяет количество компьютеров), 3) учащимся предлагается ознакомиться с материалом дома.
Разделы легко корректируется и дополняются.
 

РАЗДЕЛ «ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ УЧЁНЫХ»

Стремление привить интерес к предмету явилось основанием для создания раздела «Факты из жизни учёных».
В разделе «Факты из жизни учёных» собраны курьёзные случаи и интересные истории, имевшие место в биографиях известных людей.
К работе над данными страницами привлекаются и учащихся, их «находки» дополняют данные разделы. О найденных самостоятельно интересных фактах учащиеся так же сообщают на уроках.
 

РАЗДЕЛ «ЭКЗАМЕНЫ»

Раздел "Экзамены" включает в себя две части: первая посвящена экзаменам в 9 классе, вторая знакомит учащихся с требованиями к ЕГЭ по физике в 11 классе.
В этом учебном году страница обновится после выхода положения об экзаменах. На ней будут представлены вопросы к экзаменам для учащихся 9 классов, будет представлена информация о ЕГЭ по физике для учащихся 11 классов.

 

 РАЗДЕЛ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»

Раздел «Методическое объединение» представляет интерес для учителей. Состоит из двух частей: 1) школьное методическое объединение учителей физики и информатики, 2) городское методическое объединение учителей физики.
Оба раздела содержат информацию о работе МО: цели и задачи МО на учебный год, план работы, анализ работы, текущая информация. Раздел имеет ссылки на материалы МО прошлого учебного года.

 РАЗДЕЛ «ИЗ ОПЫТА  РАБОТЫ"

В разделе «Из опыта работы» представлено описание собственного опыта - итоги работы над  методическими темами. 
В работе «Практическая направленность учебного процесса» нами обобщён опыт многолетнего сотрудничества учителей физики школы с преподавателями Технического лицея №24.
Преподаватели Технического лицея проводят уроки технологии для мальчиков старших классов по теме «Электродело», и нами была проведена координация программ по физике и курсу технологии, с целью устранения межпредметной несогласованности. Благодаря этому у нас появилась возможность проведения интегрированных уроков по физике и технологии, описание одного из них так же представлено в данном разделе.
Выбор второй методической темы был обусловлен тем, что одной из задач, стоящих в свете последних требований к современному уроку - выработка у учащихся высокой языковой культуры и коммуникативной компетентности.
Проблема, возникшая в связи с этим перед учителями естественных наук и точных дисциплин: недостаточное знание подходов к формированию понятий, к развитию языка и речи, а так же неумение применить их к своему предмету.
Представленная на сайте работа раскрывает некоторые пути решения проблемы, позволяющие создать и успешно использовать систему работы по развитию речи на уроках физики.
Данный раздел даёт возможность учителю для обмена своим опытом работы.
 

 РАЗДЕЛ «УРОКИ»

В этом разделе нами представлены разработки уроков по физике. Раздел будет интересен учителям-предметникам.
В таблице 3 представлены темы уроков, разработки которых, представлены на сайте.

Таблица 3. Темы уроков, представленных в разделе «Уроки».
 

7 класс

·        Инерция.

·       Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.

8 класс

·        Плавление и отвердевание кристаллических тел.

·        Конвекция.

9 класс

·        Линейное увеличение сферических зеркал.

·        Движение планет и искусственных спутников.

10 класс

·       Основные положения молекулярно-кинетической теории.           Распределение молекул по скоростям.

11 класс

·        Линейное увеличение сферического зеркала.


Разработки уроков содержат необходимые таблицы, рисунки, графики и другой материал, который можно использовать непосредственно при проведении урока.
Учителю теперь не требуется при себе иметь конспект урока в бумажном варианте, не надо готовить наглядность. Электронная версия всё это заменяет, кроме этого она легко обновляется и переделывается с учётом особенностей класса.


РАЗДЕЛ, материалы которого сопровождают работу классного руководителя "ВЕСТИ ИЗ 6-А"

Раздел включает в себя классную газету "ИНТЕРесные НОВОСТИ", в которой учащиеся могут поделится впечатлениями о мероприятиях, школьных и внешкольных делах.

Так же содержит разделы "Наши успехи" , "Фотоколлекции"

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования.
Можно утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных на Интернет-технологиях.
Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьёзно усиливается интенсивность учебного процесса.
Эти преимущества обусловили активизацию работы по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса.
Наш опыт показал, что использование информационных технологий привносит принципиально новые возможности в учебный процесс, как для учителя, так и для ученика.
Создание сайта и исследование его внедрения в систему работы учителя на начальном этапе не может полностью раскрыть всех возможностей такой интеграции. Важно другое - как он впоследствии будет влиять на эффективность учебного процесса. Станет ли связующим звеном между разными темами? Эти вопросы, думается, заслуживают внимания.
Во время работы над рефератом появились новые мысли по поводу методики использования сайтов. А именно, одним из аспектов их использования может быть дистанционная поддержка обучения предмету.
Такой подход может послужить для развития следующего направления использования ИКТ - это возможность дистанционного консультирования учащихся, часто пропускающих школу из-за обострений хронических заболеваний, а так же возможность дистанционного консультирования детей с ограниченными возможностями, которое является, по сути непосредственным руководством учебной деятельностью обучаемого и предполагает взаимодействие учащегося с учителем, при котором последний может решать не только образовательные цели, он имеет возможность влиять на личностное развитие и социализацию обучаемых.
Кроме этого многие авторы (В.А. Извозчиков; Е.А. Тумалев) сходятся в мысли о том, что все более активная роль в создании сайтов в школе принадлежит теперь самим учащимся. Поэтому есть смысл предполагать, что учителя должны готовиться не просто к тому, чтобы создавать персональный сайт, но и быть готовым к тому, чтобы осуществлять менеджмент, руководство группой учащихся по разработке сайтов.
В заключении следует отметить, что процесс информатизации, независимо от нашего отношения к нему, затрагивает и обучение. Мы, учителя - предметники, должны повернуть этот процесс во благо ученику. Этому поможет стремление к повышению нашего профессионализма, творчества, самосовершенствование и самообразование. Современным детям нужны современно образованные педагоги. Методические находки и наработки каждого из работающих учителей становятся общим достоянием всех преподавателей, оперативно получают проверку и апробацию коллег.
 


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Агафонов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е. испр. – М.: Дом педагогики, 1998. – 336с.
2. Балашов М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах средней школы: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
3. Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов// статьи конференции (3 июня 2003 года, г. Москва) - М.: Издательство МЭСИ, 2003. – 96 с.
4. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике 7-11. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., М., Просвещение, 1995.
5. Кабардин О.Ф. Физика: Справ.материалы: Учеб. Пособие для учащихся. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 367с.
6. Информационные технологии в учебном процессе. В.В.Маланин, В.М.Суслонов, А.Б.Полянин. Университетское управление. 2001. № 4(19). С. 18-21.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
8. Курманалина Ш.Х. Электронная методическая система в педагогическом колледже. Школьные технологии №2, 2003г.
9. Пинский, В.Г. Разумовский, А.И. Бугаев и др.; Под ред. А.А.Пинского, В.Г. Разумовског. – М.: Просвещение, 1999. – 303с.
10. Проверка знаний учащихся по физике 6-7. Постников А.В., М., Просвещение, 1986.
11. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: для 9-11 кл.сред.шк. – М.: Просвещение, 1992. – 224с.
12. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений / Сост.Г.Н. Степанова – М.: Просвещение, 2004. – 288с.
13. Храмов Ю.А. Физики: Библиографический справочник. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1983.
14. «Сборник задач по физике для 9-11 классов средней школы» А.П. Рымкевича и др.
15. Физика и астрономия: учеб. Для 9 кл. общеобразват. учреждений/ А.А.
16. Физика: Учебник для 10 кл. шк. и кл. с углубл. изуч. физики/ О.Ф.Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е.Эвенчик и др.; Под ред. А.А. Пинского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1999. - 415с.
17. Физика: Учеб. Пособие для 11 кл. шк. и классов с углубл. изуч. Физики/ А.Т. Глазунов, О.Ф Кабардин, А.Н. Малинин и др.; Под ред. А.А.Пинского.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 432с.
18. Физика. 10 – 11 кл.: Сборник задач и заданий с ответами и решениями. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ С.М. Козел, В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Мнемозина, 2001. – 254с.: ил.
19. http://www.edu.ru/
20. http://www.inter-pedagogika.ru/
21. http://pedsovet.org
22. http://center.fio.ru
23. http://www/fizika.ru
24. http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3744/Itemid,0/
25. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/
26. http://e-rating.fio.ru/
 

 

вернуться к разделу "Из опыта работы"

Хостинг от uCoz