Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

Программа работы над созданием новых элементов для организации учебного процесса по теме 
«Давление в жидкости в школьной физике»

 

на главную  

 

 


Составитель:
учитель физики
высшей квалификационной
категории
МОУ СШ №3 г.Глазова
Калашникова Н.И.



Программа создана в рамках работы школьного методического объединения по вопросу построения процесса обучения на основе научного метода познания.


Цель программы: Внедрение новых форм и методов организации учебного процесса. Построение процесса обучения теме «Давление в жидкости» на основе научного метода познания.
Задача программы: Создание новых элементов обучения физике по теме «Давление в жидкости» на основе научного метода познания.

Исполнители программы:
Калашникова Наталия Ивановна – учитель физики МОУ СШ №3,
Данилова Ирина – ученица 9-А класса.
Начало работы над реализацией программы: декабрь 2008г.

Ожидаемые результаты:
Программа позволит  реализовать следующие идеи:
1. Изготовление нового оборудования по темам «Сообщающиеся сосуды и их применение», «Давление в жидкости на больших глубинах», «Архимедова сила и условия плавания тел».
2. Разработка новых экспериментов для демонстрации гидростатического давления, действия выталкивающей силы, условия плавания тел.
3. Подготовка Интернет – страниц по темам «Сообщающиеся сосуды и их применение», « Давление в жидкости на больших глубинах».
4. Разработка элемента урока по метапредметной теме «Главное и второстепенное»
5. Разработка новых элементов урока с учётом новых материалов и нового оборудования.
6. Углублённое изучение ученицей темы «Давление в жидкости».

 

 

Раздел 1.
Краткая характеристика проблем при обучении теме «Давление в жидкости в школьной физике»



Проблема потери интереса к учёбе к 7 классу сказывается на всех предметах. Преподавание физики начинается с 7 класса. Изложение тем в параграфах учебника носит сообщающий характер. Объяснение физических явлений преподноситься, как известный факт. Лабораторные работы предусматривают первоначальное знакомство с темой и их выполнение сводиться к доказательству изложенного в учебнике материала. Школьное оборудование по теме «Сообщающиеся сосуды» позволяет проводить демонстрационные опыты, но не позволяет проводить фронтальные работы. Таким образом, построение урока на основе только учебника и предлагаемых лабораторных работ не позволит строить учебный процесс на основе научного метода познания.
Так же имеет место недостаточное количество материалов для проведения игровых моментов в 7 классе.
Тема «Давление в жидкости» после окончания 7 класса рассматривается только в качестве повторения и используется при решении задач. Недостаточное экспериментальное сопровождение этой темы для учащихся 9, 10, 11 классов не позволяет организовать повторение с учётом деятельностного подхода.


Раздел 2.
Основные исследования и система их реализации.
Исследовательская работа «Давление в жидкости в школьной физике».

 


Основные исследования:
1. Выполнение сообщающихся сосудов для фронтальных экспериментальных работ. Разработка экспериментов с сообщающимися сосудами.
2. Разработка материалов «Применение сообщающихся сосудов» с учётом метапредметной темы «Главное и второстепенное». Подготовка Интернет-страницы по данной теме.
3. Разработка лото по теме «Давление на больших глубинах». Подготовка Интернет-страницы по данной теме.
4. Изготовление модели батискафа. Разработка экспериментов по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».
(список работ может дополняться).


2.1. Исследование «Выполнение сообщающихся сосудов

 для фронтальных экспериментальных работ.

Разработка экспериментов с сообщающимися сосудами».


Цель: Самостоятельное повторение и углублённое изучение темы «Давление в жидкости» ученицей. Изготовление сообщающихся сосудов и определение возможных экспериментов с их использованием.
 

Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы в ходе знакомства с темой.
2. Помощь в продумывании нового оборудования (рекомендации, анализ идей ученицы).
3. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
 

Задачи ученицы:
1. Исследование явления путём прямых наблюдений и путем использования литературных источников:
• Элементарный учебник физики под ред. Акад. Г.С.Ландсберга», т.1 , М.:, 1973.- 656 с.;
• Васюков В.И. Физика. Пособие для поступающих в вузы. М.: Ориентир, 2003.- 450с.
2. Решение задач по темам «Гидростатическое давление», «Жидкость в сообщающихся сосудах».
• Сборник задач по физике, Г.Н.Степанова;
• Задачи по физике. Пособие для самообразования. В.Г.Зубов, В.П.Шальнов;
• Сборник вопросов и задач по физике, Н.И. Гольдфарб.
3. Проведение экспериментов по темам «Давление в жидкости», «Сообщающиеся сосуды», предусмотренных школьной программой.
4. Разработка и изготовление сообщающихся сосудов.
5. Разработка экспериментов с сообщающимися сосудами.
6. Съёмка видеоролика для демонстрации на уроке.
Сроки реализации исследования: январь, 2009года.
 


2.2 Исследование «Разработка материалов  «Применение сообщающихся сосудов»

с учётом метапредметной темы «Главное и второстепенное».

Подготовка Интернет-страницы по данной теме».


Цель: Изготовить лото по теме «Применение сообщающихся сосудов». Подготовить материалы и оформить Интернет-страницу по теме «Применение сообщающихся сосудов».
 

Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы.
2. Помощь в продумывании лото (рекомендации, анализ идей ученицы).
3. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
4. Контроль подобранного материала к Интернет-странице с точки зрения возможности использования на уроках.
5. Разработка элемента урока по теме «Главное и второстепенное» с использованием лото и Интернет-страницы.
 

Задачи ученицы:
1. Знакомство с темой посредством источников.
2. Поиск возможных форм лото для изучения темы.
3. Подготовка материалов и создание Интернет – страницы с помощью программы Microsoft Office Front Page, Adope Photoshop, Paint, Microsoft Word.
Сроки реализации исследования: февраль, 2009года.
 


2.3 Исследование «Разработка лото по теме «Давление на больших глубинах».

 Подготовка Интернет-страницы по данной теме».
 


Цель: Продумать и изготовить лото по теме «Давление на больших глубинах» Подготовить материалы и оформить Интернет-страницу по теме «Давление жидкости на больших глубинах».
 

Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы.
2. Помощь в продумывании оборудования (рекомендации, анализ идей ученицы).
3. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
4. Разработка элемента урока с использованием лото и материалов Интернет-страницы.
 

Задачи ученицы:
1. Изучение темы «Давление на больших глубинах».
2. Продумать и изготовить лото по теме «Давление на больших глубинах».
3. Подготовка материалов и создание Интернет – страницы с помощью программы Microsoft Office Front Page, Adope Photoshop, Paint, Microsoft Word.
4. Съёмка видеоролика по теме для демонстрации на уроке.
Сроки реализации исследования: март, 2009года.
 


2.4 Исследование "Изготовление модели батискафа. Разработка

 экспериментов по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».


Цель: Самостоятельное повторение ученицей тем «Выталкивающая сила» и «Условия плавания тел». Изготовление модели батискафа.

 

Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы в ходе повторения темы.
2. Помощь в продумывании и создании модели (рекомендации, анализ идей ученицы).
3. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
4. Создание элементов урока с использованием модели батискафа.
 

Задачи ученицы:
1. Знакомство с темой по следующими учебными пособиями:
• Элементарный учебник физики под ред. акад. Г.С.Ландсберга», т.3, М.:, 1973.- 640 с.;
• Васюков В.И. Физика. Пособие для поступающих в вузы. М.: Ориентир, 2003.- 450с.
2. Решение задач по теме «Выталкивающая сила», «Условие плавания тел».
• Сборник задач по физике, Г.Н.Степанова;
• Сборник вопросов и задач по физике, Н.И. Гольдфарб;
• Задачи по физике. Пособие для самообразования. В.Г.Зубов, В.П.Шальнов.
3. Проведение экспериментов по темам «Архимедова сила» и «Условия плавания тел», предусмотренных школьной программой.
4. Изготовление модели батискафа и разработка инструкций проведения экспериментов.
Сроки реализации исследования: апрель, 2009 года.

Раздел 3.
Характеристика на ученицу.
Характеристика удалена учителем на основании закона о персональных данных.
 

вернуться к разделу "Из опыта работы"

 

Хостинг от uCoz