Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

Элементы уроков, построенных с использованием новых приборов и наглядных пособий по теме 
«Давление в жидкости в школьной физике»

 

на главную  

 

 


 

Урок «Сообщающиеся сосуды».

На столах у учащихся стоят штативы с закрепленными в них сообщающимися сосудами. Сосуды располагаются с двух сторон основания.

В сосуды для исследования поведения однородной жидкости налита вода, подкрашенная раствором марганцовки, для исследования поведения жидкостей с разной плотностью используются подкрашенная вода и машинное масло. До начала урока сосуды закрыты экраном со смайликом и  надписью «Будем учиться сообща»

Так же на столах располагаются два  конверта с надписями:  «Исследование» и «Опыт человечества».

В конверте «Исследование» находятся линейка и лист с планом исследования.

В конверте «Опыт человечества» находятся картинки устройств, основанных на принципе сообщающихся сосудов. У учителя находятся кубики, на гранях которых даны описания  устройств и  принципы их действия.

                                

Учитель:

В начале урока я хочу вам представить одну из моих помощниц. Ирина подготовила приборы и материалы, которые нам сегодня помогут знакомиться с новой темой.

(Идёт демонстрация видеоролика «Будем учиться сообща»)

Текст видеоролика:

Доброе время суток. Меня зовут Ирина, я рада, что вы заглянули на мою Интернет – страницу «Будем учиться СООБЩА». Посмотрите, как легко  я могу заполнить буквы слова «Сообща», может кто-нибудь попробует объяснить, как мне это удалось? Удачи.

Ученики выдвигают предположения.

Учитель:

Да, сейчас можно заметить, что отдельные части этих букв имеют соединение, которое тоже заполняется жидкостью, и буквы - сосуды успешно доставили жидкость от буквы С до буквы А сообща. Попробуйте придумать этим сосудам  название. Спасибо.

Ученики:

Сообщающиеся сосуды.

Учитель:

Вот вы и назвали тему нашего урока «СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ» .

Посмотрите на слайд, на нём изображены разные сосуды, что в них общего?

А кто-нибудь попробует дать определение сообщающихся сосудов. (Учитель указывает на слово «Сообща»).

Ученики предлагают свои варианты определений сообщающихся сосудов.

Учитель:

Сосуды,  имеющие общую соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.

Посмотрите на картинки, как располагается жидкость в сообщающихся сосудах?

Ученики:

Жидкость располагается на одном уровне.

Учитель:

Всегда ли жидкости в сообщающихся сосудах будут располагаться на одном уровне?

Вот мы и подошли к цели нашего урока.

• Узнать как будет вести себя жидкость в сообщающихся сосудах;

• Узнать возможности использования сообщающихся сосудов.

Ребята подумайте, пожалуйста, как мы  будем выполнять цель урока.

 

Ученики ставят задачи на урок:

Задачи урока :

• Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах;

• Обобщение опыта, накопленного человеком в использовании знаний о сообщающихся сосудах.

Учитель:

Посмотрите на столы. Найдите  конверты, которые нам сегодня будут помогать в работе.

А кто попробует догадаться, что находится под листами со смайликами.

Я прошу снять листы  и   убедится в том, что это сообщающиеся сосуды.

Внимательно рассмотрите их. Они у Вас располагаются с двух сторон основания. В первом налит раствор марганцовки в воде.

Во втором налито две жидкости – раствор марганцовки и машинное масло.

Вот мы и готовы работать.

Переходим к выполнению задач урока.

Откройте конверт «ИССЛЕДОВАНИЕ».

Расскажите, что вы обнаружили в конверте? И для чего это необходимо?

 

Ученики:

Линейка и план исследования.

Учитель:

Внимательно изучите план исследования.

 Сколько исследований вам надо провести?

 

План исследования:

 

Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах.

 

Сосуды,  имеющие общую соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.

Исследование 1

 Исследование уровней

однородной жидкости в сообщающихся сосудах

 

Рассмотрите, как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах.

Осторожно наклоните штатив и посмотрите, как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне. Зарисуйте положение уровней  жидкости.

 

 

Ответьте на вопрос: как располагаются  поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?

 

 

 

 

 

Исследование 2

 Исследование уровней   двух жидкостей с разной плотностью

 в сообщающихся сосудах

 

Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная марганцовкой вода и масло). Зарисуйте  уровни жидкостей.  Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем  АВ, результаты  запишите в таблицу.

Ответьте на вопрос: как зависят высоты столбов разных жидкостей  в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?

 

 

 

Название жидкости

Плотность,

ρ, г/см3

Высота столба жидкости, см

вода

1

 

масло

0,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Как мы будем выполнять первое исследования?

Каким образом будем выполнять второе исследование?

 

По ходу выполнения учениками исследования учитель фотографирует результаты 1 и 2-го исследований, выводы по исследованию.

Учитель:

Подведем итог выполнения первой задачи урока. Расскажите, что у вас получилось.

 

Учитель демонстрирует на экране фотографии полученных ребятами результатов. Ученики, видя на экране фотографию своей работы, делают выводы.

 

Учитель:

Сделаем общий вывод по поведению жидкости в сообщающихся сосудах.

 

Учитель: Переходим к выполнению второй цели урока – узнаем, каковы возможности использования сообщающихся сосудов. И как будем выполнять цель урока?

Обобщим опыт, накопленный человеком.

Откроем конверт  «ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

(дети открывают конверты, находят фотографии, учитель раздает кубики)

На гранях кубиков описан принцип действия различных устройств используемых человеком. Ваша цель ознакомится с принципом действия устройства, подобрать и наклеить  на грань с помощью самоклеющейся основы соответствующую фотографию из вашего конверта. Хочу обратить ваше внимание на то, что одно из предложенных вам устройств, было связано с незнанием принципа действия сообщающихся сосудов. И вы после выполнения задания постарайтесь нам об этом рассказать. Ну, что успехов.

 

Учащиеся выполняют задание.

Учитель:

Итак, я думаю все готовы.

Расскажите, в каких устройствах используются сообщающиеся сосуды?

Учащиеся перечисляют: водомерная трубка, шлюзы, фонтаны, артезианский колодец, водопровод.

А какой опыт человечества был связан с незнанием принципа действия сообщающихся сосудов?

Ученики называют акведуки

Учитель:

Внимание!

Вы успешно собрали кубики, на каждой грани которых описан опыт поколений. И сейчас ваши кубики  стали моделью накопленного  человечеством опыта.

 Подумайте и скажите, пожалуйста, есть ли у кубика главные и второстепенные грани?

Ученики:

Нет.

Учитель:

Тогда есть ли в опыте человечества что-то главное и второстепенное?

Ученики:

Нет.

Учитель:

Совершенно верно. Любой опыт, будь он  удачным или не очень удачным  являются

равноправными. Так что не бойтесь ошибаться, не бойтесь набираться опыта, учитесь творить.

Я прошу помочь мне сделать общий вывод по нашему уроку.

Дети делают вывод.

Учитель:

Человечество,  выдвигая гипотезы, стремиться  к подлинно научной теории, и  мы сегодня прошли его путем, открывая для себя уже известные человечеству сообщающиеся сосуды.

Мне было приятно  и интересно работать с вами.

А вам было интересно? А что именно вам понравилось на нашем уроке?

Спасибо вам за работу. Желаю вам удачи в делах.

 

Анализ хода урока:

 Данный урок «Сообщающиеся сосуды» является одним из уроков раздела «Давление в жидкости» в 7 классе. Этот урок актуален, потому что весь рабочий материал урока является результатом совместной исследовательской работы учителя и ученицы.

Работа учителя заключалась в продумывании элементов урока. Работы ученицы заключались в изготовлении приборов и наглядных пособий по теме «Сообщающиеся сосуды» и «Применение сообщающихся сосудов», а так же  в создании Интернет-страниц. 

Тип урока - урок изучения нового материала.

Материал урока излагается в строгом соответствии с предметной программой, предшествует уроку решения задач, даёт хорошую возможность для установления связи между теорией  и практикой,  для формирования у учащихся навыков научного познания и воспитания культуры проведения исследования, а это наиболее ценно на первом году преподавания предмета.

Исходя из этого определяются следующие цели учебного занятия:

- Цели педагогические: усвоение всеми учащимися стандартного минимума сведений о сообщающихся сосудах: определение, их свойства и применение, формирование надпредметных навыков выдвижения гипотезы, проведение исследования и обобщения его результатов; развитие у учащихся ряда важных психологических характеристик личности, таких как интерес к опыту, накопленному человечеством, склонность  к сопоставлению опыта поколений и собственного жизненного опыта, к оценке их результатов, способности к абстрагированию и построению моделей, развитие таких психологических свойств как произвольное  внимание, коммуникативность, ясность речи.

- Цели воспитательные: воспитание аккуратности, осознанного уважительного отношение к любому опыту человечества.

Так как главная обучающая цель урока – проведение исследования и обобщение его результатов, то она диктует следующую дидактическую структуру урока:

1.         Оргмомент. Мотивация. Постановка проблемного вопроса. Выдвижение целей и задач.

2.         Выдвижение гипотезы.

3.         Исследование.

4.         Подведение итогов исследования.

5.         Знакомство с возможностями использования сообщающихся сосудов. Построение модели опыта поколений.

6.         Подведение итогов работы.

Проанализируем первый этап – это момент включения учащихся в работу. Демонстрации ролика с сайта является для ребят фактором неожиданности, следовательно, является ключом для концентрации внимания как правополушарных, так и левополушарных детей, а это немаловажно для любого урока. В ходе постановки проблемного вопроса и выдвижения гипотезы проявляется установление контакта с учениками. В ходе обсуждения определяется, что сообщающиеся сосуды – основной объект изучения.

После просмотра ролика учащиеся готовы к выдвижению гипотезы, так необходимой для перехода к следующему этапу. Таким образом, первый этап урока основан  на природосообразности.

Этап исследования опирается на предоставление учащимся таблиц, форма которых заставляет ребят незаметно для них самих реализовать четкий алгоритм исследования и подводит их к самостоятельному установлению выводов. Исследования, проводимые учащимися в первый год изучения физики, являются для них непростым делом, поэтому вполне оправдывает себя подробная инструкция для получения результатов.

Следует отметить, что 2-е исследование является дифференцированным заданием: оно подразумевает как минимум два ответа: уровень А – высота столба жидкости с меньшей плотностью, больше высоты столба жидкости с большей плотностью, уровень В - высоты столбов жидкостей обратно пропорциональны значениям плотностей жидкостей.

Следующий этап урока направлен на выполнение второй цели: развитие у учащихся ряда важных психологических характеристик личности, таких как интерес к опыту, накопленному человечеством, склонность  к сопоставлению опыта поколений и собственного жизненного опыта, к оценке их результатов, способности к абстрагированию и построению моделей.

Сама форма работы с кубиком позволяет включить в работу визуалов, аудиалов и кинестетиков, т.к. идёт работа с яркими карточками, идёт проговаривание, и работа руками. Кубик с гранями позволяет закрепить материал в игровой форме. Данная работа полностью опирается на идеи педагогики сотрудничества - внимание к коммуникационной, игровой стороне урока.

Подведение итогов работы и контроль  понимания материала организованы посредством демонстрации работ учащихся с помощью фотоснимков, позволяющих оптимизировать работу, а так же с помощью заготовленных слайдов с материалами ресурса.

Формы - фронтальная беседа, проведение исследования и его объяснение, работа с текстом,  работа в парах.  Индивидуальные особенности учитывались на всех этапах, как результат восприятия и усвоения.

Во время урока применяются различные методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично – поисковый метод.  Распределение времени на уроке рационально.

 

 

 

 

 

 

Урок по теме «Исследование морских глубин»

(Этап урока – закрепление темы)

Учащиеся уже знакомы с формулой гидростатического давления, с зависимостью давления от плотности жидкости и глубины погружения. На столах имеются планшет с глубинной шкалой и конверт с рабочим листом и  картинками специальных снаряжений и устройств, необходимых для погружения на различные глубины.

 

Учитель:

Предлагаю Вам открыть конверт  с материалами к уроку.

Для работы нам потребуются рабочий лист, Интернет – страница, картинки с самоклеющейся основой, планшет с изображение океана и глубинной  шкалой.

Учитель:

Внимание. (идёт видеоролик).

Текст видеоролика:

Доброе время суток. Меня зовут Ирина. Я рада приветствовать вас на своей Интернет-странице. Посмотрите две трети земного шара покрыто водой. Это моря и океаны. Глубина их в отдельных местах настолько велика, что высочайшие горные хребты и отдельные вершины могли бы скрыться под водой целиком.

А как вы думаете, почему человеку необходимо погружаться на глубину, и что ему для этого надо?

Учитель:

Предлагаю обсудить  в группе и записать в рабочих листах ответ на первый вопрос Ирины.

 Почему человеку необходимо опускаться на глубину?

 

Рабочий лист

1. Для чего человеку необходимо опускаться на глубину?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Заполните таблицу

 «Специальное снаряжение и специальные аппараты для погружения на большие глубины»

Примерная глубина погружения

Средство, используемое для погружения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники для выполнения задания:

1.         http://nika-fizika.narod.ru/1002_723.htm

2.         Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл.

3.         http://underwater.su/

4.         http://seagirls.ru/index5.htm

5.         http://ru.wikipedia.org/wiki/Подводная_лодка

 

 

 

 

Учитель:

Расскажите, что у Вас получилось. 

Ученики предлагают различные варианты ответов.

Учитель:

Посмотрим, а какие варианты знает Ирина.

(идет демонстрация текста с Интернет - страницы)

- Чтобы изучать морских животных и морские  растения;

- Чтобы добывать со дна морей и океанов полезные ископаемые;

- Чтобы прокладывать по дну кабели и трубопроводы;

- Чтобы производить спасательные работы;

- Для подводной охоты;

- Ради спорта (дайвинг)

Учитель:

В морской глубине существуют особые условия. Там царствует мрак, так как солнечный свет, постепенно угасая, совершенно исчезает на глубине 180 м.

А что вы можете сказать про давление на глубине 10км.

Ученики:

Давление на глубине 10 км в 1000 раз превышает атмосферное. Вот почему при погружении на большие глубины человеку приходится использовать специальное снаряжение.

Учитель:

Предлагаю вам познакомиться с различными видами снаряжения, предназначенного для погружения. Для этого вы можете воспользоваться материалами Интернет - страницы. По ходу знакомства прошу заполнить в рабочем листе таблицу  с названием «Специальное снаряжение и специальные аппараты для погружения на большие глубины».

Учащиеся выполняют задание.

Учитель:

С заданием справились?

У вас на столах имеются планшеты с изображением океана и шкалы, обозначающей  глубину. Ваша задача - закрепить карточки со средствами погружения на планшете в соответствие с возможной глубиной погружения. По ходу выполнения можете использовать ранее подготовленную таблицу.

Справились, молодцы!

А теперь посмотрим, что у вас получилось? (Планшеты с закреплёнными картинками выставляются перед классом и анализируются)

Сравним вашу работу с образцом. Учитель демонстрирует образец правильно выполненной работы с образцом, предложенным на Интернет - странице.

 

Анализ этапа урока.

Класс, на который рассчитан этот элемент урока, является классом с неоднородными индивидуальными особенностями. Поэтому с точки зрения задач развития учащихся представляется обоснованной идея построения данного фрагмента с использованием групповой формы работы. При этом учитель формирует группы таким образом, что в каждой из них могут присутствовать визуалы, аудиалы, кинестетики, право- и левополушарные, а так же учащиеся с разной скоростью реакции.

Данный этап урока решает задачи расширения  кругозора учащихся.

Этот элемент урока актуален по нескольким причинам:

Во – первых, он демонстрирует результат работы с мотивированными детьми, т.к. дидактическое и экспериментальное сопровождение  раздела «Давление в жидкости», в том числе и этого этапа урока, подготовлено в ходе выполнения совместной проектной работы учителя и  ученицы.

Во – вторых, данный фрагмент урока должен показать, как посредством использования содержания Интернет-страницы и подготовленного  дидактического сопровождения будет реализовываться комплекс педагогических целей.

На наш взгляд достаточно удачным мотивационным приёмом, служит показ видеоролика с создательницей Интернет - страницы,  ролик является ключом для концентрации внимания.

Этап закрепления в такой форме работает на восприятие материала визуалами, поскольку планшеты достаточно яркие, для  аудиалов  важно то, что идёт дальнейшее проговаривание необходимых действий в группе, а кинестетикам есть возможность поработать руками. Задача учителя - проследить за распределением обязанностей в группе. Работа на уроках  с такими картинками, скопированными со страницы сайта,  является удачной находкой для уроков, и позволяет реализовывать принцип педагогики сотрудничества. Работа построена по принципу известного всем лото.

Если говорить о рационализации труда учителя, то подготовка к этому этапу урока сведена только к дифференциации текста на сайте и распечатыванию рабочих листов. К рабочим листам учащиеся могут обращаться дома при выполнении домашнего задания. Для ребят работающих с материалами ресурса, экономиться время на поиск дополнительной информации, так как есть полезные ссылки. Важно, что у ребят есть возможность обращения к материалам урока в любое удобное время.

 

 

 

 

 

Элемент урока по теме "Архимедова сила"

Демонстрация зависимости архимедовой силы  от объёма  тела, погружённого в жидкость.

Корпус батискафа состоит из двух частей, неплотно прилегающих друг к другу. Свободное от системы балласта пространство при погружении заполняется жидкостью. Насос позволяет регулировать наполнение воздушной камеры воздухом.

При увеличении воздуха в воздушной камере, объём камеры увеличивается, а объём воды в корпусе соответственно уменьшается. Таким образом, при наполнении  камеры воздухом увеличивается объём погружённой части тела.

Воздушная камера изготовлена из надувного шара красного цвета, поэтому, сквозь прозрачный корпус батискафа, ученики могут наблюдать увеличение и уменьшение объёма воздушной камеры (шарика).

·        При увеличении объёма воздушной камеры наблюдается всплытие батискафа, которое говорит о том, что значение выталкивающей силы увеличивается и начинает преобладать над значением силы тяжести.

·        Зажимом на подводящей трубке фиксируем объём воздуха в воздушной камере, при котором батискаф находится во взвешенном состоянии внутри жидкости. Батискаф находится в покое внутри жидкости, если выталкивающая сила равна силе тяжести.

·        Если воздух в воздушную камеру накачивать далее, то батискаф будет под действием выталкивающей силы подниматься  до тех пор, пока некоторая его часть не покажется над поверхностью жидкости. Таким образом, объём погружённой части батискафа уменьшится, а следовательно уменьшится значение выталкивающей силы. Всплытие будет происходить до тех пор, пока значение выталкивающей силы не станет равно значению силы тяжести.

 

 

Урок по теме «Условие плавания тел»

с учётом метапредметной темы «Простое и сложное».

На столах учеников знакомый ученикам по прошлым урокам конверт с названием «Исследование», в нём располагается лист для проведения исследования. Так же на столах находятся ванночка с водой, металлический цилиндр, пробка и кусок пластилина, из которого можно вылепить лодочку.

У учителя на столе сосуд с раствором соли и картофелина, аквариум с водой и модель батискафа.

Нелегкий вопрос-то,

Но верь одному:

Всё сложно и просто,

Считай, по уму!

Учитель: Я сегодня не зря выбрала эпиграфом эти слова. Как вы думаете, почему так сказано: «Всё сложно и просто, считай по уму!».

То, что сегодня нам кажется сложным, завтра может казаться уже простым. Чтобы «сложное» стало «простым» - его надо познать.

Значит, понятия «простое» и «сложное» - относительные понятия. А если понятия относительные, следовательно, важно найти точку отсчёта. И давайте за точку отсчёта примем наш урок.

 

Попробуйте утопить картофелину в ванночке, стоящей на столе.  Просто это  или сложно?

Просто, потому что она сама тонет.

А попробуйте заставить эту картофелину  плавать внутри жидкости не касаясь дна.

Не получается? А возможно? Сложно?

А чтобы к концу урока вам это было просто, мы  узнаем сегодня, при каких условиях тела тонут, при каких – всплывают, и есть ли такая возможность у тел, находиться внутри жидкости.

Запишите тему урока «Условия плавания тел».

Ребята, а для того, чтобы узнать условия плавания тел, что необходимо сделать.

Исследование провести.

Откройте, пожалуйста, конверт, на котором написано «Исследование».

Лист исследования.

Цель исследования:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гипотеза:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

План.

1.     Определение условия, при котором тело погружается.

2.     Определение условия, при котором тело всплывает.

3.     Определение условия, при котором тело находиться в равновесии внутри жидкости.

Ход исследования:

1.

 

 

 

Результаты исследования:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

Далее учитель с учениками определяют цель исследования, обсуждают гипотезы, выстраивают план исследования.

Первый пункт плана выполняют  на доске.

Учитель:

Приступаем вместе к выполнению первого пункта исследования.  Какое из тел следует использовать в первой части исследования?

Ученики: стальной цилиндр.

Учитель: Осторожно погружайте цилиндр в воду. Что вы наблюдаете?

Ученик: Цилиндр тонет.

Учитель: Правильно. А скажите, пожалуйста, какие силы и в каком направлении действуют на цилиндр во время погружения?

Ученики: Действуют сила тяжести  и выталкивающая силы. Сила тяжести направлена к центру Земли, а выталкивающая сила направлена противоположно силе тяжести.

Учитель: Я согласна с вами. Выполним рисунок. А  в каком соотношении мне следует изобразить силы, какая сила больше?

Ученики: Сила тяжести больше. Т.к. при опускании цилиндра с нулевой скоростью, он будет приобретать скорость, направленную вниз.

Учитель: Изображаем силу тяжести больше выталкивающей силы.

Fт > Fа    =>  mg  > ρжgV  =>  ρтgV > ρжgV =>  ρт > ρж

Если  ρт > ρж , то тело погружается в жидкость.

Далее учитель предлагает ученикам самостоятельно выполнить следующие два других пункта плана.

2.

Fт < Fа    =>  mg <  ρжgV  =>  ρтgV < ρжgV =>  ρт < ρж

Если ρт < ρж  , то тело всплывает в жидкости.

3.

Fт < Fа    =>  mg <  ρжgV  =>  ρтgV < ρжgV =>  ρт < ρж

Если ρт < ρж  , то тело будет находиться в равновесии в той точке жидкости, куда его поместили.

 

 В результатах исследования учащиеся сравнивают плотности свинцового цилиндра, плотность пробки, плотность картофелины и солёной воды по таблице и пишут вывод.

(Во время написания учитель фотографирует лучшие работы.)

Учитель демонстрирует фотографии на экран и просит ребят прокомментировать свои  результаты.

 Вот мы с вами и познакомились с «Условиями плавания тел». Вспомним ещё раз, какие шаги нам пришлось выполнить в ходе исследования.

1.     Выдвижение гипотезы;

2.     Построение плана исследования;

3.     Выполнение эксперимента;

4.     Сравнение гипотезы и результатов эксперимента;

5.     Вывод по исследованию.

 

Конверт «Этот интересно»

В конверте три карточки:

1. одна в форме сосуда,  в который налиты две жидкости;

2. вторая в форме аквариума с водными растениями;

3. третья в форме рыбы.

 

На карточках даётся информация.

1.     Несмешивающиеся жидкости  в сосуде располагаются в соответствие со своими плотностями: жидкость с самой большой плотностью располагается в нижней части сосуда, сверху – жидкость с меньшей плотностью.

2.     Живые организмы, населяющие водную среду, имеют плотность близкую к плотности воды, и сила тяжести,  действующая на них, компенсируется выталкивающей силой. Поэтому водным обитателям не требуется прочного и массивного скелета.

3.     Рыбы благодаря плавательному пузырю могут менять глубину погружения. Если рыба опускается на большую глубину, где давление больше, то пузырь сжимается, объём тела рыбы  уменьшается, следовательно, уменьшается выталкивающая сила.

 

 

вернуться к разделу "Из опыта работы"

 

Хостинг от uCoz