Калашникова Наталия Ивановна

сайт учителя физики

Программа работы над созданием новых элементов для организации учебного процесса по теме 
«Волновые свойства света»

 

на главную  

 

 


Составитель:
учитель физики
высшей квалификационной
категории
МОУ СШ №3 г.Глазова
Калашникова Н.И.

 


Программа создана в рамках работы школьного методического объединения по вопросу построения процесса обучения на основе научного метода познания.

Цель программы: Внедрение новых форм и методов организации учебного процесса. Построение процесса обучения теме «Волновая оптика» на основе научного метода познания.


Задача программы: Создание новых элементов обучения физике по теме «Волновая оптика» на основе научного метода познания.

Исполнители программы:
Калашникова Наталия Ивановна – учитель физики МОУ СШ №3,
Задина Анастасия – ученица 10-А класса.
Начало работы над реализацией программы: октябрь 2009г.

Ожидаемые результаты:
Программа позволить реализовать следующие идеи:
1. Углублённое изучение ученицей темы «Волновая оптика»
2. Изготовление нового оборудования по темам «Дифракция света», «Интерференция света», «Дисперсия».
3. Разработка новых экспериментов для демонстрации волновых свойств света.
4. Подготовка Интернет – страницы по теме «Световые явления».
5. Разработка новых элементов урока с учётом новых материалов и нового оборудования.



Раздел 1.
Краткая характеристика проблем при обучении теме «Волновые свойства света»



Из аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2008 года», размещенного на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru) следует, что результаты экзамена выявили пробелы в усвоении на базовом уровне отдельных контролируемых элементов по темам «Постоянный ток», «Волновая оптика», «Элементы СТО», «Корпускулярно-волновой дуализм», в освоении умений, связанных с методами научного познания.
Проблема, на наш взгляд в том, что ученику при изучении темы «Волновые свойства света» приходится иметь дело со сложно представляемым объектом – световая волна (электромагнитная волна). А в силу этого эксперименты нередко остаются для ребят недоступными. Эксперименты со световыми волнами остаются для них лишь красивой картинкой и не дают понимания сути физического явления.
Для демонстрации дифракции света в школьном курсе предлагаются дифракционные решетки с периодами 50, 100, 200, на них ученики не могут увидеть большое количество щелей. Лабораторная работа по измерению длины волны предполагает использование готового периода решетки. А эксперименты по определению длины волны с использованием одной щели или двойных щелей вообще не предусмотрены.
В школьном курсе физики рассматривается интерференция в клине. Этому уделяется внимание при решении задач. А проведение эксперимента по получению интерференционной картины в клине организовать непросто (мы не имеем в виду «спасающий» эксперимент с мыльной пленкой). Ученикам на лабораторной работе предлагается получить интерференционную картину с помощью двух стеклянных пластин, но проведение этого опыта не предусматривает рассмотрения зависимости картины от толщины слоя между пластинами.


Раздел 2.
Основные исследования и система их реализации.



Исследовательская работа «Волновые свойства света в школьной физике»
Основные исследования:
1. Дифракция и интерференция света в теории и экспериментах.
2. Изготовление щели, двойной щели, дифракционных решеток и экранов с малыми телами. Разработка новых экспериментов.
3. Изготовление регулируемого воздушного клина для наблюдения интерференции света.
4. Дисперсия. Изготовление круга Ньютона и разработка экспериментов по дисперсии.
(список исследований может дополняться).



2.1. Исследование «Дифракция света в теории и экспериментах».
 


Цель: Самостоятельное изучение явлений дифракции и интерференции света ученицей.
 

Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы в ходе знакомства с темой.
2. Контроль подобранного материала к Интернет-странице с точки зрения возможности использования на уроках.
 

Задачи ученицы:
1. Ознакомление с темой по следующими учебными пособиями:
• Элементарный учебник физики под ред. Акад. Г.С.Ландсберга», т.3, М.:, 1973.- 640 с.;
• Васюков В.И. Физика. Пособие для поступающих в вузы. М.: Ориентир, 2003.- 450с.;
• Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: учеб. Для углубленного изучения физики. – М.: Дрофа, 2001.- 464с.
2. Решение задач по теме «Дифракция и интерференция света».
• Сборник задач по физике, Г.Н.Степанова;
• Сборник вопросов и задач по физике, Н.И. Гольдфарб.
3. Проведение экспериментов по дифракции света, предусмотренных школьной программой.
4. Подготовка материалов и создание Интернет – страницы с помощью программы Microsoft Office Front Page, Adope Photoshop, Paint, Microsoft Word.
Сроки реализации исследования: октябрь, 2009года.



2.2 Исследование «Изготовление щели, двойной щели,

дифракционных решеток и экранов с малыми телами. Разработка новых экспериментов.



Цель: Изготовить устройства, позволяющие наблюдать явления дифракции.
 

Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы.
2. Помощь в продумывании нового оборудования (рекомендации, анализ идей ученицы).
3. Организация консультаций с преподавателями кафедры физики филиала Ижевского государственного университета в г. Глазове.
4. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
 

Задачи ученицы:
1. Изучение школьного оборудования по теме «Дифракция света». Выявление их положительных качеств и недостатков.
2. Поиск возможных фронтальных экспериментов по дифракции света для внедрения в учебный процесс.
3. Создание новых экспериментов и написание инструкций по их проведению.
Сроки реализации исследования: ноябрь, 2009года.
 


2.3 Исследование: «Изготовление регулируемого воздушного клина
для наблюдения интерференции света».



Цель: Изготовить устройства, позволяющие наблюдать интерференцию в клине.
 

Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы.
2. Помощь в продумывании оборудования (рекомендации, анализ идей ученицы).
3. Организация консультаций с преподавателями кафедры физики филиала Ижевского государственного университета в г. Глазове.
4. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
 

Задачи ученицы:
1. Изучение школьного оборудования по теме «Интерференция света». Выявление их положительных качеств и недостатков.
2. Проведение эксперимента по интерференции в клине из мыльного раствора.
2. Создание регулируемого клина.
3. Создание новых экспериментов с клином и написание инструкций по их проведению.
Сроки реализации исследования: декабрь, 2009 года.



2.4 Исследование «Дисперсия. Изготовление круга Ньютона
и разработка экспериментов по дисперсии».


Цель: Самостоятельное ознакомление ученицы с явлением дисперсии света. Изготовление круга Ньютона.
 

Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы в ходе знакомства с темой.
2. Контроль за отбором материала к Интернет-странице с точки зрения возможности использования на уроках.
3. Помощь в продумывании оборудования (рекомендации, анализ идей ученицы).
4. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
 

Задачи ученицы:
1. Ознакомление с темой по следующими учебными пособиями:
• Элементарный учебник физики под ред. акад. Г.С.Ландсберга», т.3, М.:, 1973.- 640 с.
• Васюков В.И. Физика. Пособие для поступающих в вузы. М.: Ориентир, 2003.- 450с.
• Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: учеб. Для углубленного изучения физики. – М.: Дрофа, 2001.- 464с.
2. Решение задач по теме «Дисперсия света».
• Сборник задач по физике, Г.Н.Степанова
• Сборник вопросов и задач по физике, Н.И. Гольдфарб
3. Проведение экспериментов по дисперсии света, предусмотренных школьной программой.
4. Подготовка материалов для Интернет – страницы.
5. Создание круга Ньютона и разработка экспериментов с учетом школьного оборудования.
Сроки реализации исследования: декабрь, 2009 года.
 


Раздел 3.
Характеристика на ученицу .


Характеристика удалена учителем на основании закона о персональных данных.

 

вернуться к разделу "Из опыта работы"

 

Хостинг от uCoz