Составитель:
учитель физики
высшей квалификационной
категории
МОУ СШ №3 г.Глазова
Калашникова Н.И.
Программа создана в рамках работы школьного методического
объединения по вопросу построения процесса обучения на основе
научного метода познания.
Цель программы: Внедрение новых форм и методов организации
учебного процесса. Построение процесса обучения теме «Волновая
оптика» на основе научного метода познания.
Задача программы: Создание новых элементов обучения физике по
теме «Волновая оптика» на основе научного метода познания.
Исполнители программы:
Калашникова Наталия Ивановна – учитель физики МОУ СШ №3,
Задина Анастасия – ученица 10-А класса.
Начало работы над реализацией программы: октябрь 2009г.
Ожидаемые результаты:
Программа позволить реализовать следующие идеи:
1. Углублённое изучение ученицей темы «Волновая оптика»
2. Изготовление нового оборудования по темам «Дифракция света»,
«Интерференция света», «Дисперсия».
3. Разработка новых экспериментов для демонстрации волновых
свойств света.
4. Подготовка Интернет – страницы по теме «Световые явления».
5. Разработка новых элементов урока с учётом новых материалов и
нового оборудования.
Раздел 1.
Краткая характеристика проблем при обучении теме «Волновые
свойства света»
Из аналитического отчета «Результаты единого государственного
экзамена 2008 года», размещенного на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru)
следует, что результаты экзамена выявили пробелы в усвоении на
базовом уровне отдельных контролируемых элементов по темам
«Постоянный ток», «Волновая оптика», «Элементы СТО»,
«Корпускулярно-волновой дуализм», в освоении умений, связанных с
методами научного познания.
Проблема, на наш взгляд в том, что ученику при изучении темы
«Волновые свойства света» приходится иметь дело со сложно
представляемым объектом – световая волна (электромагнитная
волна). А в силу этого эксперименты нередко остаются для ребят
недоступными. Эксперименты со световыми волнами остаются для них
лишь красивой картинкой и не дают понимания сути физического
явления.
Для демонстрации дифракции света в школьном курсе предлагаются
дифракционные решетки с периодами 50, 100, 200, на них ученики
не могут увидеть большое количество щелей. Лабораторная работа
по измерению длины волны предполагает использование готового
периода решетки. А эксперименты по определению длины волны с
использованием одной щели или двойных щелей вообще не
предусмотрены.
В школьном курсе физики рассматривается интерференция в клине.
Этому уделяется внимание при решении задач. А проведение
эксперимента по получению интерференционной картины в клине
организовать непросто (мы не имеем в виду «спасающий»
эксперимент с мыльной пленкой). Ученикам на лабораторной работе
предлагается получить интерференционную картину с помощью двух
стеклянных пластин, но проведение этого опыта не предусматривает
рассмотрения зависимости картины от толщины слоя между
пластинами.
Раздел 2.
Основные исследования и система их реализации.
Исследовательская работа «Волновые свойства света в школьной
физике»
Основные исследования:
1. Дифракция и интерференция света в теории и экспериментах.
2. Изготовление щели, двойной щели, дифракционных решеток и
экранов с малыми телами. Разработка новых экспериментов.
3. Изготовление регулируемого воздушного клина для наблюдения
интерференции света.
4. Дисперсия. Изготовление круга Ньютона и разработка
экспериментов по дисперсии.
(список исследований может дополняться).
2.1. Исследование «Дифракция света в теории и экспериментах».
Цель: Самостоятельное изучение явлений дифракции и интерференции
света ученицей.
Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы в ходе знакомства с темой.
2. Контроль подобранного материала к Интернет-странице с точки
зрения возможности использования на уроках.
Задачи ученицы:
1. Ознакомление с темой по следующими учебными пособиями:
• Элементарный учебник физики под ред. Акад. Г.С.Ландсберга»,
т.3, М.:, 1973.- 640 с.;
• Васюков В.И. Физика. Пособие для поступающих в вузы. М.:
Ориентир, 2003.- 450с.;
• Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика.
11 кл.: учеб. Для углубленного изучения физики. – М.: Дрофа,
2001.- 464с.
2. Решение задач по теме «Дифракция и интерференция света».
• Сборник задач по физике, Г.Н.Степанова;
• Сборник вопросов и задач по физике, Н.И. Гольдфарб.
3. Проведение экспериментов по дифракции света, предусмотренных
школьной программой.
4. Подготовка материалов и создание Интернет – страницы с
помощью программы Microsoft Office Front Page, Adope Photoshop,
Paint, Microsoft Word.
Сроки реализации исследования: октябрь, 2009года.
2.2 Исследование «Изготовление щели, двойной щели,
дифракционных решеток и экранов с малыми телами. Разработка
новых экспериментов.
Цель: Изготовить устройства, позволяющие наблюдать явления
дифракции.
Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы.
2. Помощь в продумывании нового оборудования (рекомендации,
анализ идей ученицы).
3. Организация консультаций с преподавателями кафедры физики
филиала Ижевского государственного университета в г. Глазове.
4. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
Задачи ученицы:
1. Изучение школьного оборудования по теме «Дифракция света».
Выявление их положительных качеств и недостатков.
2. Поиск возможных фронтальных экспериментов по дифракции света
для внедрения в учебный процесс.
3. Создание новых экспериментов и написание инструкций по их
проведению.
Сроки реализации исследования: ноябрь, 2009года.
2.3 Исследование: «Изготовление регулируемого воздушного клина
для наблюдения интерференции света».
Цель: Изготовить устройства, позволяющие наблюдать интерференцию
в клине.
Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы.
2. Помощь в продумывании оборудования (рекомендации, анализ идей
ученицы).
3. Организация консультаций с преподавателями кафедры физики
филиала Ижевского государственного университета в г. Глазове.
4. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
Задачи ученицы:
1. Изучение школьного оборудования по теме «Интерференция
света». Выявление их положительных качеств и недостатков.
2. Проведение эксперимента по интерференции в клине из мыльного
раствора.
2. Создание регулируемого клина.
3. Создание новых экспериментов с клином и написание инструкций
по их проведению.
Сроки реализации исследования: декабрь, 2009 года.
2.4 Исследование «Дисперсия. Изготовление круга Ньютона
и разработка экспериментов по дисперсии».
Цель: Самостоятельное ознакомление ученицы с явлением дисперсии
света. Изготовление круга Ньютона.
Задачи учителя:
1. Консультирование ученицы в ходе знакомства с темой.
2. Контроль за отбором материала к Интернет-странице с точки
зрения возможности использования на уроках.
3. Помощь в продумывании оборудования (рекомендации, анализ идей
ученицы).
4. Решение вопросов материального обеспечения проекта.
Задачи ученицы:
1. Ознакомление с темой по следующими учебными пособиями:
• Элементарный учебник физики под ред. акад. Г.С.Ландсберга»,
т.3, М.:, 1973.- 640 с.
• Васюков В.И. Физика. Пособие для поступающих в вузы. М.:
Ориентир, 2003.- 450с.
• Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика.
11 кл.: учеб. Для углубленного изучения физики. – М.: Дрофа,
2001.- 464с.
2. Решение задач по теме «Дисперсия света».
• Сборник задач по физике, Г.Н.Степанова
• Сборник вопросов и задач по физике, Н.И. Гольдфарб
3. Проведение экспериментов по дисперсии света, предусмотренных
школьной программой.
4. Подготовка материалов для Интернет – страницы.
5. Создание круга Ньютона и разработка экспериментов с учетом
школьного оборудования.
Сроки реализации исследования: декабрь, 2009 года.
Раздел 3.
Характеристика на ученицу .
Характеристика удалена учителем на основании закона о
персональных данных.
вернуться к разделу "Из
опыта работы"
|