|
||||
|
уроки (9 класс) |
|||
Урок «Волны в упругой среде». Элементы урока можно использовать в 11 классе при повторении темы «Механические волны». План урока:
2. Изучение темы. Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о волне. Расскажите, какие волны вам приходилось наблюдать. Ученики делятся своими знаниями о волнах. Учитель подводит итог: В основном ученики знакомы с волнами на поверхности воды. Учитель: Рассказ о волнах я хочу начать с эпиграфа.
Бросая в воду камешки, смотри на
круги, ими образуемые; К. Прутков Учитель: О чём этот эпиграф? Как вы думаете? Ученики высказывают свои мнения. Учитель подводит их к мысли о том, что в эпиграфе идет речь об одном из методов познания – наблюдении. Учитель и ученики вместе делают вывод. Учитель: Вспомним вместе, какие методы познания вы знаете? Ученики: Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение. Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему.
Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос
знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного
объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый.
Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или
предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации
неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть
не достоверное знание, а вероятное, истинность или ложность
которого еще не установлены. Сегодня мы с вами, изучая тему «Волны в упругой среде», так же будем обращаться к методам познания. И начать наш урок я хочу с демонстрации волн. Учитель: У меня в руках вот такая красивая, знакомая вам с детства игрушка «слинки» (пружинка «радуга»). Для демонстрации мне нужен помощник.
Ученику-помощнику предлагается держать один конец пружинки. Учитель и ученик растягивают пружинку перед классом. Учитель приводит в вертикальное колебание звено пружины, находящееся в его руке. По пружинке перемещается поперечная волна.
Учитель: Что вы наблюдали? Ученик: Волну, которая шла по пружине. Учитель: Повторяем демонстрацию. Только сейчас предлагаю каждому из вас выбрать один виток пружинки того цвета, который вам больше нравиться и пронаблюдать не только за движением волны, но обязательно пронаблюдать за движением выбранного вами витка. Учитель и ученик повторяют демонстрацию. Учитель: Что вы наблюдали? Ученики: Волну, которая шла по пружине. Увидели, как двигалось звено пружины – оно перемещалось вертикально Учитель: Скажите, пожалуйста, кто-нибудь из нас: я или ваш одноклассник приводили в движение звенья в середине пружины? Ученик: Нет. Учитель: Тогда попробуйте объяснить, почему звенья в центре пружины стали колебаться. Ученики выдвигают версии. Учитель подводит итог: Каждое звено пружины связано упруго с соседними звеньями. Мы приводим в движение одно звено, оно тянет за собой следующее и т.д. В результате все звенья пружины приходят в движение, действуя друг на друга. Таким образом, распространение волны означает запаздывающую передачу колебательного движения от одного звена к другому (от одной точки к другой). Можно утверждать, что каждое последующее звено приобретает энергию и передаёт её далее вдоль направления распространения волны. Вы так же увидели, что колебания звеньев в волне происходят в направлении, перпендикулярном направлению распространения волны, т.е. колебания происходят поперёк направления распространения волны. Поэтому такую волну называют поперечной. А есть второй вид волн.
Учитель и помощник растягивают пружинку по длине демонстрационного стола. Ученик держит одно крайнее звено. Учитель зажимает в руке несколько звеньев с другой стороны пружинки. Учитель просит внимательно проследить за пружинкой и отпускает одно из звеньев, находящихся в руке. По пружинке распространяется продольная волна. После затухания учитель отпускает следующее звено. Ученики наблюдают продольные волны. Рассуждения учитель предлагает вести аналогично рассуждениям по первой демонстрации.
Учитель: Что вы наблюдали? Ученик: Вдоль пружинки перемещалось возмущение, волна. Учитель: Повторяем демонстрацию. Сейчас снова предлагаю каждому из вас выбрать один виток пружинки того цвета, который вам больше нравиться и пронаблюдать не только за движением волны, но обязательно пронаблюдать за движением выбранного вами витка. Учитель и ученик повторяют демонстрацию. Учитель: Что вы наблюдали? Ученики: Волну, которая шла по пружине. Увидели, как двигалось звено пружины – оно колебалось горизонтально. Учитель: Попробуйте объяснить, почему звенья в центре пружины стали колебаться. Ученики выдвигают версии. Учитель подводит итог: Каждое звено пружины связано упруго с соседними звеньями. Мы приводим в движение одно звено, оно тянет за собой следующее и т.д. В результате все звенья пружины приходят в движение, действуя друг на друга. Таким образом, распространение волны означает запаздывающую передачу колебательного движения от одного звена к другому (от одной точки к другой). Можно утверждать, что каждое последующее звено приобретает энергию и передаёт её далее вдоль направления распространения волны. Вы увидели, что колебания звеньев в волне происходят вдоль направления распространения волны. Такую волну называют поперечной. Учитель: Прошу вас проанализировать, что общего и в чём различие двух видов волн. Запишем выводы в тетрадь. Процесс распространения колебаний в пространстве с течением времени называется волной. Механические волны бывают поперечными и продольными:
Распространение волн представляет собой последовательную передачу движения от одного участка среды к другому, означает тем самым передачу энергии.
Длиной волны называют расстояние между двумя ближайшими частицами среды, находящимися в одинаковом состоянии.
Колебания частиц среды, в которой распространяется волна, являются вынужденными. Поэтому их период равен периоду колебаний возбудителя волны. Однако скорость распространения волн в различных средах различна.
Учитель: Предлагаю рассмотреть волну в упругом шнуре. Кто мне поможет?
Учитель приглашает двух человек и предлагает им продемонстрировать волну в шнуре. Ученикам предлагает ответить на вопросы: · Какой вид волн вы пронаблюдали? · Объяснить механизм распространения волны в шнуре.
Учитель: Мы познакомились с темой механические волны. Расскажите, пожалуйста, какие методы познания мы сегодня использовали. Ученики, анализируя последовательность изучения темы, называют методы, которые они применили. Учитель подводит итог изучения темы.
№ 523,524,525,526 – «Сборник задач по физике» Степановой Г.Н.
|